Найти тему
Глашатай Истины

"Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, С раскосыми и жадными очами!" Прав ли был Александр Блок?

Оглавление
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Сегодня можно увидеть множество публикаций, особенно альтернативного и неоязыческого толка(что зачастую бывает одно и тоже), где скифы представляются предками или одними из предков славян. Это возникло не на пустом месте.

Скифо-сарматская теория рассматривалась, как одна из альтернатив норманнской, довольно давно. Эта гипотеза описана в Баварской хронике XIII в. Об этом писали Ян Длугош, Матвей Стрыйковский, Эдвард Гиббон, Михаил Васильевич Ломоносов, Юрий Иванович Венелин, Дмитрий Иванович Иловайский, Егор Иванович Классен и др. Но, обо всем по порядку. Наливаем чаек, устраиваемся по удобней(не забыв про печеньки) и как обычно начинаем разбираться. Поехали!

1. Происхождение скифов.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Основные сведения о скифах дошли до нас благодаря Геродоту Галикарнасскому. Который в своем труде "История", в книге IV "Мельпомена" поведал нам о народе Skuthoi (ΣκυθΟι), образованного предположительно от скифского Skuδatā. Что на греческом звучало как Skōlotoi (Σκωλοτοι), что как он сам утверждал было самоназванием царских скифов. В своем труде "отец истории" описал легенды, быт, обычаи, города и прочие известия о скифских племенах, а также поход Дария Ахеменида против скифов. Рассказал о народах живущих в Скифии и за ее пределами. Что-то он узнал сам, когда посещал Ольвию и другие города Причерноморья. А что-то слышал от торговцев и путешественников. Сам Геродот считал что скифы появились в Причерноморье из Азии, теснимые массагетами, в результате вытеснившие живших в здешних местах киммерийцев. Хотя это сказание полно противоречий и не стыковок. Впрочем, дадим слово самому автору:

11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)10. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу...
...киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной...
Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа 11. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю...

Оставим на совести "отца истории" достоверность передаваемых им сведений. Тем более два других сказания о происхождении скифских народов являют собой просто фантастические сведения, которые сплетены мифами и сказаниями "старины глубокой", где-то приправленные выдумкой самого Галикарнасского историка.

Сказание первое:

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет.

Про "самый молодой народ" - наверняка от себя придумал сам "отец истории". Потому как для эллина не могло быть, чтобы какие-то "варвары", были древнее их самих, "великих культуртрегеров". Хитрый грек также называет "родителей" Таргитая - греческого бога Зевса и греческой же дочери реки Борисфены. Как ни утверждали ему скифы, он в это якобы не верит. Но и мы не поверим в этом месте "отцу истории". Уж слишком явно выглядит попытка "натянуть сову на глобус" с его стороны.

Некоторые сравнивают имя Таргитай с Тархом Тарховичем русских сказаний. По крайней мере Борис Александрович Рыбаков считал что эти образы связаны между собой. Я считаю, если это не просто созвучие, то вполне допустимо что сказания о Тархе Тарховиче и скифском Таргитае вполне могут иметь общее происхождение. Почему? Объясню ниже.

Сказание второе:

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами...
Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли...
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя - змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь....
Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину.....
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

Не буду цитировать весь четвертый том Геродотовой истории, кому интересно может перейти по ссылке и подробнее прочесть о том, что писал "отец истории" о скифах еще.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Помимо Галикарнасского историка о скифах упоминали и другие народы.

Так еще в первой половине VII века до н.э. появляются первые упоминания о скифах (аккад. ašguza) в Ассирийских клинописных источников. Так анналы ассирийского царя Асархаддона (аккад. Aššur-aha-iddina) сообщают о противостоянии с государством Манну, на стороне которого выступал вождь скифов Ишпакай со своим войском. Это событие относится к 70-м гг. VII в. до н. э.

После того, как скифы расположились в районе озера Урмия, в степях между Курой и Араксом, в 674 г. до н. э. оказали помощь восставшим против Ассирии мидянам. В этой войне погибает вождь скифов Ишпакай, и власть принял Партатуа, которого ассирийцы уже называют царем страны Ашкуза. Партатуа (По Геродоту Прототий), меняет сторону, предает прежних союзников, переходит на сторону Ассирии и получает в благодарность дочь царя Асархаддона и признание его главой Скифского царства, с этого времени скифы начинают играть весьма заметную политическую роль в событиях истории древневосточных государств Передней и Малой Азии. К середине VII в. до н. э. скифы под предводительством Мадия, сына Партатуа, пройдя через территорию Ассирии(как союзники), столкнулись в Малой Азии с киммерийцами и трерами.

Подробнее о упоминании скифов в письменных источниках по ссылке.

Итак, если брать сведения Геродота, то многие из альтернативных (и не только) исследователей видят предков славян если не в самих царских скифах, то хотя бы в скифах-пахарях, скифах-земледельцах, в агафирсах, будинах, или в гелонах и др.

2. Что говорит археология?

В середине I-го тысячелетия до Р.Х. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана, Южной Сибири, части Китая и Монголии, сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира.

Названия одних народов, входивших в него, дошли до нас - это скифы, савроматы, саки и вероятно массагеты. О других народах нам известно по оставленным ими памятникам: культуре курганов Горного Алтая, тагарской, уюкской культурам и др. Еще в XIX в. в результате проведенных раскопок курганов Украины и Сибири было отмечено сходство предметов из южнорусских курганов - захоронений знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

"На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких форм: бронзовые и железные кинжалы - акинаки (короткие железные мечи) с бабочковидным перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехгранные, в основном втульчатые, наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были бронзовые удила и псалии, а из предметов искусства - бронзовые или золотые изображения оленей с ветвистыми стилизованными рогами и подогнутыми ногами. В евразийских степях были распространены бронзовые котлы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки - символы солнца, глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента. Много общего имеет устройство курганов и погребальных склепов, прослеживаются общие черты обрядов погребения.

Археологический материал свидетельствует о культурно-историческом единстве, возникшем в степях Евразии.

За последние десятилетия открыты раннескифские памятники в Центральном и Южном Казахстане, в Туве и других местах. Особое значение для решения вопроса о происхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как Птичаша Могила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржан в Туве. Эти памятники свидетельствуют о том, что, начиная с VIII в. до н.э., на обширных просторах степей синхронно возникали и развивались культуры скифо-сибирского типа, сходные в своих основных чертах. Благодаря миграциям и межплеменному обмену прогрессивные культурные достижения быстро распространялись. Так шел процесс формирования культур и культурно-исторического единства в степях Евразии.

Археологические находки свидетельствуют о возникновении "раннескифского" комплекса вооружения (кинжалы, наконечники стрел), характерного обряда погребения (в обширных погребальных камерах со срубами и перекрытием).

Интерес к скифским памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в XVIII в. Несмотря на то что большинство скифских курганов были ограблены еще в древности, в некоторых из них были обнаружены великолепные образцы ювелирного искусства. В кургане Куль-Оба около Керчи среди предметов, найденных в гробнице и тайнике, особый интерес представлял сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках (конических головных уборах), одетые в кафтаны и кожаные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненному ногу, третий - удаляет товарищу зуб.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов - Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность - 350 м. Внутри находились два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах были похоронены его жена, шесть рабов и 11 коней. Среди множества предметов быта и украшений выделяется большой серебряный сосуд для вина с кранами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части расположена композиция с изображением скифов, которые ловят и спутывают лошадей.

Другой большой курган - Солоха (около Никополя) - был раскопан в начале XX в. Внутри него также два погребения: центральное было ограблено, а боковое осталось нетронутым. В особой камере обнаружено захоронение пяти коней и конюха. На скелете вождя остались золотые бляшки с геометрическим орнаментом и изображениями зверей. Очевидно, бляшки нашивали на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенный золотыми изображениями зверей. На правой руке вождя красовался золотой браслет с львиными головками, около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. С погребенным лежала булава - знак власти и стояли шесть серебряных сосудов. Около стены камеры был найден скелет в панцире, рядом с ним - наконечники стрел и меч. Вероятно, это был оруженосец. У входа в камеру обнаружили останки подростка, должно быть, слуги. В особом углублении, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лошадиными, коровьими и бараньими костями, большой медный таз, ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревянных сосудов. В другой нише стояли греческие амфоры, в которых, вероятно, хранились вино и масло. Из многочисленных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение всадника и двух пеших воинов. Раскопки царских курганов проводились и в более позднее время. Уникальные вещи были найдены в прошлом веке в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) окружали 70 небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей и является ценнейшим археологическим памятником Скифии. В нем обнаружены атрибуты скифской царской власти: богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона (сосуды в виде рога животного) для вина, серебряные кувшины (килики) и серебряная с позолотой чаша, украшенная рельефным изображением длинноволосых, бородатых скифов, которые сидят, облокотясь на щиты. На них узорчатые кафтаны, узкие штаны, полусапожки с острыми носами. Один держит ножны с мечом, другой - колчан со стрелами, в руках обоих плети. Благодаря тому, что лица и кисти рук сделаны из серебра, а одежда и оружие - из золота, фигуры наделены изумительной портретной выразительностью.

В 70-е гг. XX в. в Днепропетровской области был раскопан курган Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой гробнице лежал скелет молодой женщины. Ее одежду и покрывало украшали орнаментированные золотые пластинки, а шею - массивная литая гривна с фигурами львов, охотящихся за оленями. На висках погребенной были подвески с изображением сидящей на троне богини, на руках - широкие золотые браслеты и перстни. Рядом в алебастровом саркофаге был погребен ребенок. На его скелете были также обнаружены золотые бляшки, перстни, браслеты. Здесь же находились миниатюрные атрибуты царской власти, сосуды для вина и широкий золотой пояс.

В центральной, царской, могиле, несмотря на то что она была ограблена, были обнаружены парадные вещи царя: обложенный золотом меч, золотые украшения, нагайки и золотая царская пектораль (нагрудное украшение), имеющая большую художественную и историческую ценность.

Обряд погребения, как показали раскопки, в основном совпадал с описанным в свое время Геродотом. Согласно Геродоту, труп умершего вождя, пропитанный воском, возили от племени к племени. Затем умершего доставляли к заранее приготовленной могиле и клали на подстилку. В могиле хоронили одну из предварительно задушенных наложниц, виночерпия, повара, конюха и слугу, клали по особи разного скота и золотые чаши. После этого над могилой насыпали высокий курган.

Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта знати, но они мало свидетельствуют о жизни рядовых скифов.

Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми располагаются погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьга, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Скифские поселения стали исследовать позже, чем курганы. Только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Наиболее ранние поселения скифов были открыты у Бугского лимана. Они отличаются небольшими размерами. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. В поселениях было обнаружено много костей домашних животных - коров, овец и лошадей. В V в. до н.э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их было открыто за последнее время в лесостепной части скифской периферии. В большинстве случаев они располагались на берегах небольших притоков. Наиболее известными городищами являются Пастырское, площадью около 35 га, Немировское около Винницы, Григорьевское у Могилев-Подольского и др. Люди жили в землянках, крытых корой и соломой. На территории собственно Скифии хорошо изучено Каменское городище на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной и высотой около 11 м. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища, на берегу реки, находился обнесенный каменной стеной акрополь. Население в социальном отношении было неоднородным. Основными его занятиями были ремесло и сельское хозяйство. В акрополе жила скифская аристократия. Внутри акрополя обнаружены остатки каменных и сырцовых (из необожженного кирпича) домов с печами, сделанными из глины на деревянном каркасе. Совсем иной вид имели постройки, открытые археологами в ремесленной части поселения, - наземные жилища и землянки. Наземные дома состояли из двух или трех комнат. Они сооружались из ряда поставленных вертикально столбов и плетней и обмазывались глиной. Землянки были разделены внутри столбовыми стенами на комнаты, в некоторых были обнаружены очаги из глины. Оба вида построек использовались под жилье и под хозяйственные и производственные нужды (как мастерские, амбары для хранения продуктов и прочих надобностей). Несколько построек, как правило, составляли комплексы. Такой хозяйственный комплекс обносили забором. Производственный комплекс объединял, очевидно, несколько родственных семей, занимавшихся ремеслом. В центре обычно находился небольшой храм богини огня. В поселении было найдено много керамики. Посуда была разной формы. Ее делали вручную, поэтому поверхность была груба, неровна. Наряду с местной жители поселения пользовались привозной греческой посудой.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Каменское городище было населено по преимуществу металлургами. В результате раскопок обнаружены многочисленные остатки железного шлака, куски губчатого железа, заготовки, сами изделия и инструменты металлургов и кузнецов. Орудия труда скифы делали в основном из железа. Известны скифские железные серпы, топоры, черешковые ножи, к которым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Скифы пользовались железными пилами. Довольно разнообразны орудия труда ремесленников: молотки, зубила, стамески, клещи, наковальни, пряслица и иголки.

В городищах найдены земледельческие орудия труда: железные серпы с крючком на конце для крепления к деревянной ручке, зернотерки в виде овальных плоских плит. Зерновое хозяйство и производство хлеба у скифов было широко развито. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах.

Вооружение скифов составляли мечи-акинаки из железа, короткие, клиновидные, а также бронзовые наконечники стрел (самые ранние образцы наконечников стрел - плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом, но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел), железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей.

Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите - специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшались золотыми и серебряными рельефными пластинками.

Обкладка горита. Ростовский краеведческий музей.  Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Обкладка горита. Ростовский краеведческий музей. Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Многие всадники имели доспехи, состоявшие из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками. Слева к нему крепился горит, справа - ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, кинжалы и боевые топоры.

Скифия археологическая и Скифия историческая, по описанию Геродота, в основном совпадают, хотя распространение предметов скифской культуры и культурноисторическое влияние скифов были значительно шире.

За последние десятилетия хорошо изучены племена, жившие на окраине Скифии и в лесостепной зоне, которые испытали непосредственное влияние скифской культуры. Среди них меотские племена Восточного Приазовья, Кубани. По уровню социально-экономического развития они были близки скифам. Наряду с погребениями общинников у них известны курганы родовой знати (около Ульского аула). В обряде погребения большое место отводилось лошади. В одном из ульских курганов обнаружена площадка с 50 скелетами погребенных лошадей, а в основании кургана открыты остатки деревянного шатра, вокруг которого лежали кости более чем 300 скелетов лошадей. В Елизаветинских курганах обнаружены погребения женщин-рабынь (они были убиты и погребены у самого спуска в могилу). В коридорах, ведущих в каменный склеп, находились остатки колесниц и запряженных в них лошадей.

К северу, в пограничных со скифами районах лесостепи, обитали оседлые земледельцы. Здесь открыто большое количество городищ скифского времени. Среди них выделяются Немировское в Винницкой области и Григорьевское у Могилев-Подольского, относящиеся к VII-V вв. до н.э. Они были укреплены валами. В городищах открыты наземные жилища и жилища в виде полуземлянок. Внутри жилищ были каменные очаги. Найдено много керамики: большие корчаги для хранения продуктов, горшки баночной формы для варки, черпаки, кубки, миски. Посуда богато украшена геометрическим орнаментом. Кроме местной встречается и греческая посуда, много мелкого бытового инвентаря в виде булавок, игл, костяных шильев, молотков, глиняных пряслиц и каменных оселков.

Большие изменения произошли в Скифии в III в. до н.э. На территорию скифов вторглись жившие к востоку от них сарматы. Пришельцы подчинили часть скифов, другие же переселились в Крым, где основали столицу Неаполь (Неаполь Скифский). Остатки этого города сохранились на холме на окраине Симферополя и представляют собой часть оборонительной каменной стены, развалины каменных домов, зерновые ямы. Недалеко от крепости исследован мавзолей скифской знати. С погребенными находилось много золотых и серебряных вещей и оружия. Обнаружены также вырубленные в скале склепы. В одном из них сохранилась живопись: бородатый скиф в кафтане и высокой шапке играет на лире. Здесь же изображена сцена охоты: скиф верхом на коне и с собаками травит кабана.

Позднескифская культура испытывала влияние культуры Греции и Рима, которое проявилось, в частности, в предметах роскоши и в архитектуре городских построек.

Большие общественные здания и даже многие частные дома построены из камня по эллинскому образцу: с двускатной крышей, колоннами, полуколоннами и фронтоном, что свидетельствовало о постепенном перерождении скифской культуры."(А.В. Мартынов "Археология")

3. ДНК-генеалогия расставляет точки над i.

"Дерево субкладов" гаплогруппы R1а. Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
"Дерево субкладов" гаплогруппы R1а. Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

На картинке выше показана схема образования субкладов гаплогруппы R1а (что такое ДНК-генеалогия, какие-такие субклады и гаплогруппы, и с чем их едят, можно ознакомится по ссылке).

Итак, гаплогруппа R1а образовалась примерно 22 тыс. л.н., предположительно в Сибири. В результате долгих миграций распространилась по Евразии, обрастая за тысячелетия новыми субкладами. Субклад R1а Z645 образовался 41 снип, или 5900 лет назад. Вероятно на Русской равнине. Именно его считают субкладом древних ариев, потому что:

1) По данным лингвистики(метод глоттохронологии) распад праиндоевропейского языка произошел не позднее 4 тысячелетия до н.э. или примерно 6 тыс. л.н. Что совпадает со временем образования субклада R1а Z-645.

2) Дочерние субклады R1а Z-645 (картинка-схема выше) присутствуют у всех мужчин(носителей гаплогруппы R1а) народов индоевропейской языковой семьи или мужчин(носителей гаплогруппы R1а) чьи предки ранее разговаривали на индоевропейских языках. Включая вымершие народы(палео ДНК).

"Субклад ариев" - это просто термин, для удобства изложения. Потому что гаплогруппа не влияет на умственные способности, цвет волос, "чистоту крови" и пр.

Скифы - судя по исследованиям палео ДНК имеют в основном субклад R1a Z-645-Z-93 и нижестоящие субклады(Z94-Z2124-Z2125-Z2123).

Исследования захоронений скифов в хакасско-минусинской котловине с датировкой 3800-3400 лет назад (Keyser и др., 2009) показали что из десяти идентифицированных гаплотипов девять были гаплогруппы R1a. Один – местный, гаплогруппы С. Позднее выяснили, что носитель гаплогруппы С был идентифицирован, это оказался представитель соседней, глазковской археологической культуры монголоидных, древнетунгусских племен, которые археологи датируют 3800-3300 лет назад. Разумеется, к скифам не имеющей никакого отношения.

R1a-Z645 и его дочерние Z93 и Z93-Z94-Z2124-Z2123 вышли, по всей видимости, из Европы, примерно 4900-4500 лет назад, продвигались через Среднюю Волгу на восток, прошли Южный Урал и дошли до Алтая, всё во временном интервале 4000-3400 лет назад. В это же время арии оказались в Индостане, и принято считать, что это произошло 3600-3500 лет назад. В дальнейшем носители Z2123 на протяжении двух тысяч лет передвигались между Доном и Алтаем и обратно, и оставили многочисленных потомков на Кавказе, у татар, башкир, в Средней Азии, на Южном Урале, на Алтае. Их предков обычно называют собирательным именем «скифы».

Выводы.

Среди славянских народов у мужчин (носителей гаплогруппы R1a) распространены субклады R1a Z-645-Z283-Z280 и параллельный ему Z-645-Z283-М458). Это означает, что хоть славяне(мужчины носители гаплогруппы R1а) и имеют общее происхождение со скифскими народами, но разошлись с ними приблизительно 5500 л.н., когда ни скифов, ни славян как таковых еще не было. Поэтому скифский Таргитай и славянский Тарх Тархович могут иметь общее происхождение от общих предков для славянских и скифских народов(мужчин носителей гаплогруппы R1а).

Следовательно Александр Блок был неправ. И уверенно можно сказать - нет, не скифы мы.

Путеводитель по каналу: "ссылка"

ССЫЛКА на telegram, подписывайтесь чтобы вовремя получать уведомления на новые статьи.

Спасибо что дочитали до конца!

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Если Вам понравилась статья. Ставьте "пальцы вверх"

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

и подписывайтесь на канал.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Оставляйте свои комментарии.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет