«Берега» – всероссийский конкурс фотографии, участвовать в котором могут только фотоклубы.
Победители определяются по количеству авторов, чьи работы получили высокую оценку жюри и прошли на итоговую выставку. Так, по замыслу учредителей, создается стимул для организации фотоклубного движения в стране. Когда-то оно было популярно, при заводах и Дворцах пионеров работали кружки, шел обмен экспозициями. Но подули другие ветры, и наступил разлад. Каждый сам себе стал судьей и критиком, а это прямая дорога к переоценке собственных достижений. Свободное размещение экспозиций в интернете дает иллюзию самодостаточности: люди смотрят, ставят лайки, вроде и беспокоиться не о чем…
Всероссийским «Берегам» идет пятый год. Добились ли организаторы того, чего хотели, а именно – привлечения фотолюбителей к коллективной работе? «Результаты обнадеживают», – делится наблюдениями директор творческого объединения фотохудожников «Берега» Николай Середа. Оказывается, узнав о конкурсе, люди специально создают фотоклубы, чтобы иметь возможность в нем участвовать. Во взрослых «Берегах» борются обычно более ста творческих объединений каждый год. А есть еще и детские, здесь количество участников поскромнее. В этом году было представлено всего 37 клубов и 327 авторов. Итоговая выставка лучших работ проходит в областной библиотеке имени Горького.
Вглядываюсь в снимок «Горы» Романа Ратанина из Челябинска. Кадр неплох: продуманная композиция, тональная перспектива создает глубину изображения. Но что это? На горизонте какие-то пятна. Юному автору кадр показался малодинамичным, и он отважился на фотомонтаж: ветер вырывает с корнем деревья и уносит их в небо. Можно, конечно, улыбнуться наивной фантазии. Но в этом и особенность детского взгляда на мир, когда невозможное – возможно.
Чем хороши общероссийские выставки? Они дают представление о том, что интересует молодежь. Ведь что интересно, то и снимают. Дети любят путешествовать, это раз. В пейзажных работах недостатка на конкурсе нет. Молодежь хочет строить вокруг себя красивые и загадочные миры. Это два. Натюрморты, пространственные композиции из форм и пятен городской архитектуры им хорошо удаются. И, конечно, на высоте портретный жанр. Нельзя не отметить: большинство портретов – постановочные, студийные. Председатель региональной организации СФР Анатолий Осипенков с детьми занимается всю жизнь, сейчас возглавляет фотоклуб «Рязань», где есть детская секция. Для него нынешний тренд на студийность – полная неожиданность. Дети всегда любили «щелкать» на улицах, подмечать забавные сценки из жизни. Сейчас они с удовольствием проводят время в студиях: ставят свет, фон, работают с моделями. Возможно, уже с юного возраста они выбирают в фотографии свою стезю, перспективное направление, которое сможет приносить доход. Здесь особенно важен опытный руководитель, способный вложить в неокрепшие умы понятие хорошего вкуса.
Хотелось бы больше видеть на выставках и жанровых снимков. Тем более что одной из предложенных тем была «Школьные годы» – просто кладезь интересных сценок и сюжетов. Чудесный мир школы вообще отдалился сейчас от взрослых. За турникет даже родителей не всегда пускают. Доходит до нелепости. Однажды я делал репортаж о коммунальной аварийной службе. По вызову бригада приехала устранять течь в школьном подвале. Бдительный охранник даже в подвал не хотел пускать журналистов. Пусть, мол, докажут сначала, что они не террористы…
Чудесный школьный мир стал закрытым, словно речь идет о специальных учреждениях с особым контингентом. Жизнерадостная, открытая всем чувствам детская фотография – своего рода окно в этот мир. Вот только школьных снимков как раз немного. Срабатывает привычка. То, что находится рядом, кажется обыденным и неинтересным. Чуткий наставник всегда подскажет выгодное направление для съемок.
«Мало у нас детских фотографических объединений, – сетует председатель Рязанского отделения Союза фотохудожников России Анатолий Осипенков. – Исчезли Клубы юных техников, создававшиеся при крупных предприятиях, при них действовали объединения любительской фотографии. Можно ли поправить ситуацию? Думаю, да, но при условии искренней заинтересованности органов управления образованием. Потому что на энтузиазме такие кружки долго существовать не могут. Нужно поддерживать наставников материально, открывать ставки педагогов в учреждениях дополнительного образования. Я стараюсь привлекать молодежь в фотоклуб «Рязань». Но там состав разновозрастный. С одной стороны, вроде бы хорошо, есть диалог поколений. А с другой – возникают трудности взаимопонимания. У взрослых фотографов и у детей далеко не всегда совпадают взгляды на то, какое творчество сейчас актуально, и интересы тоже разные».
От личности педагога зависит если не все, то очень многое. Вот живет в Челябинске подвижник и фанат фотографии Владимир Богдановский. Руководит клубом, учит детей. И настолько успешно у него это получается, что профессионалы начали говорить о Челябинской школе фотографии. На взрослых «Берегах» челябинский фотоклуб «Каменный пояс» каждый год завоевывает призовые места. Не отступает от него и детский клуб «NoFrames». В прошлом году он получил серебряную медаль на российском конкурсе «Детские берега» в Рязани, а в этом уже золотую. Был и у нас в Рязани такой педагог – Евгений Николаевич Каширин. Да и сейчас есть мастера, готовые учить и воспитывать. «Берега» создают для этого необходимую творческую среду, заряжают вдохновением. К слову, пятый сезон фотоконкурса вновь пройдет при поддержке Фонда президентских грантов. После завершения экспозиции выставки «Детские Берега – 2022» рязанские ценители фотоискусства смогут увидеть итоговую выставку фотоконкурса «Авторские Берега – 2022».
Димитрий Соколов
Другие статьи Димитрия Соколова здесь. В том числе:
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!
Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/
#рязанские ведомости #рязань #фотографы #союз фотохудожников россии #лучшие фото #фотовыставка #взрослые и дети #огромный мир #это интересно #через объектив