Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Русская литература ужасов в 90-х годах. Взгляд провинциального читателя

Российский литературный хоррор – жанр, не слишком востребованный у современного читателя, при том, что, в принципе, «ужасы» сами по себе, начиная с конца 80-х и по нынешнее время, довольно популярны. Львиная часть отечественных поклонников хоррора (из тех людей, что любят не только смотреть кино, но еще и читать книги) и поныне предпочитает зарубежную переводную литературу.

Не только потому, что ее больше «в массе» и шире выбор, но и потому, что она просто лучше. Ничего странного, а в равной степени и ущербного, для отечественных авторов жанра в этом нет. Тот же Стивен Кинг, как «король ужасов» не на пустом месте появился. У него было, что читать и что смотреть. Тоже касается и все остальных англо-американских авторов хоррора: Джо Лансдейла, Дэна Симмонса, Клайва Баркера, Ремси Кемпебелла – кто-то из них рос на Лавкрафте и Роберте Блохе, а те, кто моложе «учились» у самого Стивена Кинга.

А вот нашим российским авторам приходилось начинать практически «с нуля», так как в СССР такой жанр как мистика, и уж тем более хоррор и вовсе не приветствовался. Единственное, что было дозволено для открытых и даже частых публикаций, это произведения классиков – Гоголя, Алексея Толстого, может быть, рассказы Леонида Андреева (последние, во всяком случае, можно было найти при желании). В течении десятилетий жанр отсутствовал как таковой. Хотя, наверное, по большому счету это даже хорошо.

Так получилось, что художественной литературой о сверхъестественном (при ироническом отношении к «документалистике») я заинтересовался еще в самом детстве, которое пришлось как раз на 90-е годы. А началось все, конечно, с Эдуарда Успенского и его повести «Красная рука, Черная простыня и Зеленые пальцы», в журнале «Пионер». Целевая аудитория (а я, в ту пору 11-летний, был именно в ее составе), приняла эту ироническую повесть за «чистую монету» и здорово пугалась. Но вот уже с «серьезными» произведениями было в ту пору туговато.

-2

Первую прочитанную книгу, которую можно отнести к современному отечественному хоррору, я нашел случайно, у соседей, чуть позже лет в 11-12. Это была дешевенькая и плохонькая, провинциальная перепечатка повести «Загадка старого кладбища», автором был назван некто Аркадий Бутырский. Надо сказать, эта книжка произвела немалый фурор в нашем небольшом поселочке – ходила по рукам, зачитывали до дыр; когда я через год, наверное, попросил у соседей ее почитать еще раз, выдали мне ее уже в весьма плачевном виде.

Как я узнал уже позднее, это был первый литературный опыт писателя Алексея Григорьевича Атеева (1953-2011), первая публикация этой повести была в газете «Магнитогорский рабочий». Чуть позже я читал ее уже в журнале «Смена», и году в 1996 купил «нормальную» книгу с продолжением, как это ни удивительно, в нашем крохотном поселковом книжном магазине. На этом мое короткое читательское знакомство с писателем А.Г. Атеевым и закончилось.

Библиография у автора оказалась довольно обширная, он много писал и в 90-е годы в своем жанре, но в глухую провинцию его книги не доходили, во всяком случае в нашей библиотеке их не было, а случайного «вброса» в наш книжный, больше не повторилось или я просто не успел. В областном «Доме книге» Атеев наверняка был, но… и бывал я в Нижнем Новгороде не часто, да и денег все равно не было.

Надо сказать, что в те годы мой читательский интерес жестко ограничивался ресурсами районной библиотеки и не такими уж частыми (по понятным причинам – безденежье) покупками. Так вот о библиотеке. Журнал «Смена» (в то время уже «толстенький») изредка радовал хорошими образцами жанра. Из наиболее запомнившегося – рассказ «Ведьма», за авторством Андрея Шарапова, опубликованный в № 9, 1990 года. Вполне читаем и сейчас, так как «Смена» все-таки была серьезным литературным журналом, чего нельзя с большой уверенностью сказать о другом блоке периодических изданий: журналах «Приключения, Фантастика», «Галактика», «Метагалактика», все в рамках издательского дома Юрию Дмитриевича Петухова – автора довольно известного в те годы и в провинции.

-3

Собственно говоря, это был самый что ни на есть хоррор, вот вопрос качества – сказ отдельный, две-три статьи я писал по поводу этого заметного явления 90-х. Уж не знаю каким образом, но в провинциальные библиотеки эти журналы, в отличии от многих других, поступали исправно. Серьезных минусов, все же, у журналов Ю. Д. Петухова я бы назвал два: первое – слишком уж издатель любил публиковать самого себя и слишком мало других авторов, второе – повторы. Ладно я брал эти журналы в библиотеке, но каково было тем, кто их выписывал? Подписчик внезапно обнаруживал, что он дважды оплатил одно и то же. Среди авторов журнала, которые мне нравились, отметил бы Игоря Волознева и Надежду Никитину.

Гораздо более интересный автор «нашелся» среди океана бандитской, хм, «литературы». Многие помнят эти тонны макулатуры о рэкетирах и крутых десантниках/морпехах (а лучше сразу спецназовцах), широко доступных в любых библиотеках и на всех книжных лотках страны. Писатель Илья Валерьевич Деревянко (род. 1964), любопытным образом как-то совместил рэкетирскую муть с хоррором. С одной стороны – простовато и грубовато, с другой – получалось неплохо. Во всяком, случае, автором он в 90-е тоже был заметным, подчас и теперь перечитываю.

Вот, собственно, и все, что было доступно в пределах жанра отечественной литературы ужасов лет 25 назад. А потом наступили нулевые и десятые, но об этом уже в другой раз.