История с «Северными потоками» продолжается. Сегодня стало известно о ещё одной утечке на газопроводе СП-1. В прошлом материале мы допустили, что основным выгодополучателем этого теракта станут США и их сателлиты. В Европе потихоньку начинают раскручивать контр-тезис: взорвала сама Россия. Кратко разберём, почему мы скорее правы, а они — нет.
Почему не мы
В иное время достаточно было бы обратить внимание на миллиардные инвестиции «Газпрома» в эти маршруты. Но после начала СВО Россия лишилась валютных резервов, превышающих эти инвестиции на 2 порядка. «Сгорел сарай, гори и хата».
К тому же поставки по СП-2 так и не начались, а по СП-1 они были прекращены в конце августа. С неясными перспективами: «Газпром» ясно дал понять, что возобновит поставки только с отменой санкций. И (раз поставок всё равно нет), почему бы не взорвать газопроводы?
Тем более, что взрывы развернули ценовой тренд и газ, успевший подешеветь до 1600-1700 евро, снова «улетел» к 2100-2200.
Примерно так рассуждают те, кто отстаивает версию «самообстрела».
Диверсия и правда подняла цены. Но изъян подобных рассуждений в том, что газопроводы — не собственность «Газпрома». 50% СП-1 и СП-2 принадлежат европейским компаниям и их подрыв — это атака критической инфраструктуры ЕС. О чём как раз сегодня заявили в НАТО (не уточняя, кто же эту атаку совершил).
Атака таких объектов — casus belli, достаточный повод для начала войны. В которую, в соответствии с уставом, тут же обязан включиться весь Альянс. Рост цен на энергоносители нам конечно выгоден, но не таким же способом.
Что указывает на США
Начнём с известной истины: нет ничего нового. Что-то где-то всегда уже было. В нашем случае таких «что-то» как минимум несколько.
1. Одна из наиболее вероятных версий случившегося — подрыв газопровода с помощью беспилотного подводного аппарата. Как раз такой аппарат уже находили возле СП-1 ещё в далёком 2015 году. Тогда аппарат объявили ничейным и историю быстро замяли.
2. В 1983 году ЦРУ уже использовала подрыв нефтепровода в ходе операции по проведению госпереворота в Никарагуа.
3. В целом сценарий с уничтожением газопроводов был смоделирован ещё в марте 2020 года в материале АПН. Там же указывались мотивы и предпосылки. Американский СПГ проигрывает в цене в сравнении с российским трубопроводным. Снижение стабильности маршрута через Украину и объёмов поставок после евромайдана не смогли компенсировать этот разрыв. Остаётся единственный способ: физически уничтожить газопроводы.
Впрочем дело не только в конкуренции российской и американской газодобычи, ради одних только газовиков вряд ли имело смысл настолько поднимать ставки. Ведь взорвали не только газопроводы. Вместе с ними по сути канула в Лету сделка века «газ в обмен на трубы» — более чем полувековая история экономических связей Европы и СССР/России.
Байденомика и трампономика как стороны одной медали
Предыдущий президент США Дональд Трамп пришёл к власти под слоганом «Make America great again». Смысл этой фразы — призыв нарастить долю промышленного производства в ВВП США и отказаться (вариант: уменьшить зависимость) от политики количественного смягчения. Той самой, которая вытягивала экономики США, а затем и ЕС из экономических кризисов 2008-2020 гг. И наращивала их долги.
Как указывают авторы тг-канала «Империя курильщика», проблема экономики США не только в том, что доля промышленности в ВВП сократилась до 18% (30,5% у КНР и 30% у ФРГ и 25% в среднем по ЕС). Но и в том, что индекс сложности экспорта США немногим выше, чем у Китая (1,57 и 1,39 соответственно). Для сравнения, у ФРГ он составляет 2,07.
К тому же если считать в абсолютных цифрах, то экономики (мы всё ещё о промышленности) США и ЕС сравнялись: по 4,1 трлн долл в год. Но у США эти 4,1 трлн формируются в т.ч. за счёт продажи энергоносителей (Европе в том числе). А Европа в ответ гонит технологический экспорт, наращивая дисбаланс в торговле США-ЕС.
Трамп пытался сломать эту ситуацию тарифной войной (лично и через механизмы ВТО). Причём воевать приходилось на 2 фронта, поскольку одновременно Трамп пытался вернуть в США промышленные производства из Китая. Однако несмотря на все усилия Трампа, качественно изменить структуру ВВП ему не удалось. Зато объём госдолга при нём вырос с 19 до 27 трлн долл. Его предшественник Барак Обама нарастил госдолг на 9 трлн, однако за 2 президентских срока.
Отметим, что в середине 2010-х, незадолго до избрания Трампа, США прошли важный рубеж: госдолг пробил отметку в 100% годового ВВП. Последний раз это отношение превышало 100% во время Второй мировой войны.
«Соотношение госдолга США к ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2% ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33-36%».
Иными словами, с финансовой точки зрения США находятся в состоянии войны уже несколько лет: сегодня это соотношение достигло 130%.
Не то, чтобы такое соотношение было сенсацией — у Греции и Японии оно превышает 200%. Но, во-первых, это США, чья ФРС эмитирует основную мировую валюту. Во-вторых, наращивание промышленного производства и постепенное сокращение госдолга за счёт роста налоговых платежей — идея правильная. Но не в том случае, когда речь идёт о 30 трлн долл. Слишком большой долг, который всё тяжелее обслуживать.
На первый взгляд байденомика была полностью противоположна трампономике. Трамп начал тарифные войны с ЕС и Китаем, Байден их свернул. Трамп недолюбливал альтернативную энергетику, Байден был её поборником. Однако пока что мы видим, как Байден делает именно то, к чему стремился Трамп: делает Америку снова великой.
NYMEX против TTF
Дело даже не в том, что США перехватили инициативу у РФ в вопросе энергопоставок в ЕС и снимают сливки. В январе-июле 2022 года торговый дефицит ЕС (купили больше, чем продали) достиг 244 млрд евро. За этот же период 2021 года в ЕС, наоборот, наблюдался профицит в размере 98 млрд евро. В основном это эффект цен на топливо, однако со временем он приведёт к тому, что ЕС будет либо меньше производить, либо девальвировать евро (а скорее — то и другое).
Оба этих способа потенциально играют на руку США. Девальвация евро сократит его роль как резервной валюты. Наращивание торговли углеводородами с США увеличит спрос на доллар и в самой Европе. Это уже происходит: 1 евро подешевел до 0,98 долл, хотя год назад стоил 1,17 долл.
Наконец, ЕС потенциально превращается в большую Прибалтику: приятно жить, но особо негде заработать на оплату коммуналки и общего высокого уровня жизни.
В Великобритании уже подсчитали, что подорожание энергоносителей и перезаключение контрактов на новых условиях поднимет стоимость чашки латте с 2,9 до 14,3 фунтов. Похожая ситуация у немецких пекарен. Но главное конечно не кофейни и не пекарни, а крупная промышленность.
В далёком 1952 году был основан предок ЕС — Европейское объединение угля и стали. Это не только сформировало общий рынок (т.е. рынок без пошлин и квот) угля, ЖРС, металлолома, чугуна и сталей но и интенсифицировало послевоенное восстановление и развитие экономики Европы (уголь — общее топливо, металл — базовое сырьё для промышленности и строительства). На этом базисе стояла вся остальная экономика, разве что уголь потом заменили на советский/российский газ. Теперь этот базис выбили.
В моменте ЕС пытался решить проблему субсидированием. Но даже до подрыва СП-1 и СП-2 в Европе готовились к дорогому газу как минимум до 2024 года. Теперь же вопрос стоит иначе: вернётся ли уровень цен на газ в ЕС на комфортный для производителей уровень хоть когда-нибудь?
По состоянию на 29 сентября стоимость 1 млн BTU на NYMEX составляла 6,9 долл. 1 МВт·ч на газовом хабе TTF (Нидерланды) стоил 185 евро. Учитывая, что 1 BTU/h ≈ 0,29 Вт, а 185 евро ≈ 181 долл, получаем, что цены на газ в США в 7,6 раз ниже, чем в Европе.
Деньги и промышленность убегают в США
К чему это в перспективе приведёт видим на примере Мексики и растворимого кофе Jacobs. Кофе этого бренда для мексиканского рынка производится в РФ. Т.е. его везут из Южной Америки в РФ, перерабатывают в растворимый и везут обратно. Зачем? Потому что логистика обходится дешевле производства на месте — из-за разницы в стоимости энергии.
К настоящему моменту серьёзно сократили производство европейские металлурги (сталь, алюминий, цинк), производители стекла и сахара. Что же до удобрений, то сокращения и остановки производств в Европе стали повальными.
Наконец, о планах переноса производства из ФРГ и Восточной Европы (если цены на энергию не упадут) заявил даже Volkswagen.
«Для ряда химикатов импорт из США или Китая уже дешевле, чем их местное производство», — подтверждает представитель компании Covestro (производство пластика). Тем самым обозначая направления возможной миграции.
В настоящее время Олаф Шольц пытается найти альтернативу дорогому американскому и дешёвому российскому газу в Азии и на Ближнем Востоке. Однако и там есть проблема: экологическая политика ФРГ и Европы в целом. Катар и другие готовы продавать дешевле. Но в обмен требуют заключать долгосрочные контракты (как минимум до 2040 года).
В итоге выходом может стать формула, высказанная главой химической компании OCI NV Ахмедом эль-Хоши (Амстердам): «Не нужно быть большим ученым, чтобы догадаться переехать в Соединенные Штаты». Компания перевела в Техас своё производство аммиака. «Некоторые отрасли в результате этого могут перебраться (в США) навсегда», — соглашается с этим глава Yara International Свейн Торе Холсетер (удобрения).
И это даже не упоминая того обстоятельства, что на Украине активно утилизируется военная техника, поставленная ей странами ЕС. Вместо неё они купят новую в США, но уже в 2-3 раза больше (русская угроза).
Есть ли у ЕС шанс выскочить из этой ловушки?
Как ни странно, да. Потенциал украинской ГТС позволяет восполнить потерю СП-1 и СП-2. Для этого, правда, в модернизацию украинской трубы придётся вложить немало денег: от 3 млрд долл по оценке европейских экспертов до 16 млрд долл по оценке «Газпрома».
Проблема в том, что в украинском кризисе ЕС на вторых ролях и играет чужую партию. Не говоря уж о том, что для «Вашим санкциям — труба, господин Байден» (т.е. для новой сделки века) Европе как минимум придётся вернуть арестованные активы и пересмотреть свою политику в отношении Восточной Европы и постсоветского пространства за последние 30 лет.
#россия #сша #европа #северныйпоток #экономика #политика