Ниночка не стала говорить дочери, зачем приезжала бабушка.
- Наши пути разошлись. Квартира не наша. Забудем о них - коротко произнесла она.
Настенька выспрашивать не стала, покорно смирилась с происходящим и мечтала об Антоне.
- Я женюсь на тебе и точка! - заявил он как-то поздним зимним вечером, когда Настенька с последним автобусом, возвращалась из города.
- Я боюсь - испуганно произнесла девушка.
- Чего ты боишься? Мой отец не против. Мать к очередному ухажёру, в город мотается, ей не до меня было всегда! Поженимся к весне и уедем в город. Квартиру снимем. Я на завод устроюсь или на стройку пойду! Я ж на сварщика учился в нашем ПТУ, после девятого ушёл из школы. Ты на заочное переведёшься, работать пойдёшь. Будем жить, как все. Детишки потом пойдут - рассуждал Антон, шагая по скрипучему снегу. Настенька еле поспевала за ним.
- Мамка моя против. Она не знает, что мы встречаемся. Да и не позволит она на заочное перевестись! Я столько труда вложила в школе, чтоб на золотую медаль выйти и на бюджет поступить! Я всегда мечтала изучать иностранные языки и работать переводчиком! Это же так здорово, знать другие языки и свободно общаться на любом из них! - горячо говорила девушка и вдруг врезалась в спину парня.
Антон резко остановившись, обернулся к Настеньке.
- Я к вам на днях приду с отцом, свататься. Тогда и посмотрим, против мать твоя будет или нет - заявил парень - а на заочку, всё же переведёшься. Одному, трудно мне будет семью содержать.
Карие глаза Антона жёстко блеснули при свете фонаря. Он властно взял Настеньку за руку и довёл до дома.
Посвататься он так и не успел прийти. Отец заболел, а мать уехала насовсем, оставив короткую записку: " Не поминайте лихом. Прощайте!"
Фёдор, как прочитал да так и стукнул кулаком по столу.
- Чтоб ноги этой беспутной никогда в моём доме не было! - заорал он и на следующий день ушёл в запой, а потом и вовсе свалился с бронхитом.
Антон вышел за отца на работу, лишь бы его не выгнали. Там он и встретился с Ниночкой, мамой Насти. Она устроилась к ним в бухгалтерию.
- Не дури моей Настюшке мозги. Ей учиться надо, образование получить. Работать пойти, в городе жить. Что ты можешь? Обычный работяга с девятью классами! - схватив его за рукав куртки, цедила сквозь зубы, Ниночка.
- А что, работяги сродни бомжам? Что я, не человек что-ли, если у меня всего девять классов и три года ПТУ? Неправильно вы Нина Михайловна рассуждаете.
Антон осторожно отцепил от себя руку женщины и подмигнув, ушёл работать.
Ниночка возмущённо смотрела ему вслед, а потом дождавшись выходных, поехала с первым автобусом, в город.
- Приеду к вечеру. Дома сиди, нечего по улицам шататься с Антоном. У тебя сессия на носу, а ты не дай Бог, заболеешь!
Настенька пообещала готовиться к сессии и обложиться конспектами.
Нина, довольная, что дочь пока не идёт ей на перекор, ушла.
Она хотела отыскать Надю и поговорить, чтоб она повлияла на сына. Придётся видимо признаться, что она когда-то была с Фёдором и родила от него Настеньку.
Надю она нашла быстро, благо, что ей на работе, девчонки из бухгалтерии выложили, как на духу, за кем она бросилась в город.
К ним в колхоз приезжал молодой агроном на практику. Надька строила ему глазки, строила и своего добилась. Влюбился он в женщину старше него, без памяти да и позвал с собой.
Надька недолго думая, Фёдора бросила, сына поцеловала и была такова.
В городе она устроилась уборщицей при научно - исследовательском институте, где трудился её благоверный. Образования то у неё не было никакого. Как за Фёдора после школы, замуж выскочила, так и не выучилась больше ни на кого.
- О, Нинка! Сто лет, сто зим тебя не видала! - Надька вышла к Ниночке на проходную.
- Да как же не видала. Соседи вроде - произнесла Ниночка, оглядываясь - может в кафе, напротив посидим?
Надя посмотрела на наручные часики.
- Срочно? А то мне кабинеты скоро мыть.
- Срочно. Речь о наших детях.
Надя собралась быстро и перебежав дорогу, они расположились за дальним столиком, заказав по чашке горячего чая с лимоном.
- Что случилось то, с нашими детьми? Настька то вон какая красавица у тебя, небось в папашку? На тебя совсем не похожа - хохотнула Надя.
- Да, в папашку. Копия Фёдор, свекровь моя сразу поняла, что не их порода - решила идти напрямки, Ниночка.
Надя глупо захлопала густо накрашенными ресницами.
- При чём тут Фёдор? Мужа твоего, вроде по другому звали, мать твоя говорила.
- Надь, ты как была со школы недалёкого ума, так и осталась. Только и умеешь, что мужикам головы дурить. Федьки твоего дочь, моя Настя. Ясно? Был у нас с ним грешок, после похорон мамки моей.
Надя сначала покраснела, потом побледнела. Закусила губу и схватила Ниночку за ворот пальто.
- Так вот ты какая, подруга? Змея подколодная .... Так в тебе вся проблема была? А я думаю, что это с Федькой не ладится у нас. Не ласковый стал, грубый. Пить начал. А оказывается из-за тебя всё! - повысив голос, говорила Надя.
Ниночка разжала её пальцы и сощурив глаза произнесла:
- Не ори, как базарная баба на рынке. С Федькой твоим у тебя и до меня проблемы были. Ты его женила на себе, чтоб мне нос утереть, а сама не любила нисколько, потому и гуляла от него. Ты виновата в том, что он пить начал!
Надя возмущённо открывала рот, сжимая и разжимая кулаки.
- Ах ты ... Ах ты ... да я тебе !... - она замахнулась на Ниночку, но её руку перехватили.
- Не позорься, Надька - Фёдор грозно смотрел на жену.
Надя притихла и злобно покосилась на Ниночку.
- Я приехал, потому как на развод хочу подать - заявил Фёдор - поговорить с тобой хотел. Не ожидал вас вместе увидеть. Ты Нинка, чего тут забыла?
- А она не хочет чтоб наш Антошка на её доченьке женился! - ехидным голосом произнесла Надя и резко замолчала, поняв что проболталась о том, чего Федьке знать, не надо.
Фёдор удивлённо смотрел на Нину.
- И, чем же мой сын, тебе не угодил то?
Ниночка схватила сумку и шумно встала из-за стола.
- Потом поговорим - бросила она Наде и не обращая внимания на Фёдора, быстро пошла на выход.
***
Прошла долгая и морозная зима. Нина продолжала трудиться в бухгалтерии колхоза, Настя усердно училась, с Антоном они виделись всё реже, из-за загруженности в институте. Девушке приходилось часто ночевать в городе, у подруг. На последний автобус, она порой не успевала.
Задумала Ниночка обналичить сберкнижку, на которую ещё Витя налаживал с каждой получки, деньги. Ещё тогда они задумывались о будущем Настеньки. Видимо, пришла пора.
- Мы женимся! - девушка радостно вбежала в дом, таща за руку Антона.
Был тёплый конец апреля и Ниночка высматривая по окнам, ждала дочь из города.
- С ума сошли! - ахнула она и оттащив Настеньку за локоть от Антона, зашипела ей в ухо - было что у вас? Отвечай, немедленно!
Настенька покраснела.
- Нет, мам. Ты что, только после свадьбы, как ты учила!
От сердца Ниночки отлегло и развернувшись к Антону, она заявила:
- Никакой женитьбы! Дружить можете, а жениться нет.
- Ну, почему, мам?? - крикнула Настя.
- Потому что я не разрешаю!
- Тогда я из дома её заберу. Пошли, Настя! - Антон протягивал девушке, руку.
Настя умоляюще смотрела на мать, но та была непререкаема.
- Так, значит? - разозлился парень и выбежал из дома.
Настя бросилась было к двери, но мать остановила её.
- Уйдёшь, прокляну! - произнесла она страшные слова и испугалась. Когда-то уже это было...
***
Антон пропал. Искали его всей деревней, участкового местного призвали на помощь. Пока на озере не обнаружили в камышах его сапоги и бушлат. Рядом валялись две пустые бутылки из под водки.
- Утоп! - ахнули местные и мужики принялись прочёсывать дно озера, не дождавшись водолазов.
К озеру прибежала Настенька. Худенькая, как тростиночка, с бледным лицом.
Тело Антона, течением вынесло к другому берегу.
- Нет! Не может быть! Это не он! Не он! Он не мог! - билась в истерике Настенька, порываясь подойти ближе и посмотреть на парня.
Чьи-то руки её не пускали.
- Не надо, девочка. Не смотри - тыльной стороной ладони Фёдор утирал скупые мужские слёзы.
Не успел он рассказать сыну, что с Настенькой они не брат и сестра, как думала Нина.
Надька получив развод, самодовольно призналась, что Антона она родила от заезжего инженера тогда.
- Можете с Нинкой теперь сойтись. Хоть на старости лет поживёте. Настьку она от тебя родила. Так что, совет вам да любовь.
***
Ниночка сидела на лавочке и смотрела на фотографии своих родителей. Хорошо, что на кладбище было пусто и никто не мог ей помешать поговорить с ними.
- Вот так вот, мама и папа - тяжко вздохнула она - бумеранг он существует. Только в обратную сторону. Нельзя никому зла желать, иначе сам пострадаешь, либо твои дети.
Она замолчала, думая о дочери.
После того несчастного случая с Антоном, который напившись, решил искупаться в ледяной воде и утонул, Настенька не разговаривала с матерью.
Она собрала вещи и ушла жить к Фёдору. Он рассказал ей всё.
Девушка замкнулась в себе ещё больше и спала в комнате Антона, одеваясь в его футболки и вдыхая его запах.
Они так и не успели нацеловаться, наобниматься. Потому что Настенька хотела чтобы их первый раз был после свадьбы. Самым чистым, невинным и действительно - первым.
- Дура ты, Нинка. Как есть, дура - говорил Фёдор пьяным голосом. По Антону он горевал, всё равно считая его родным. Надька даже на похороны не приехала, растворившись в своём молодом агрономе. Антона она не любила особо, никогда не волновалась и не переживала. Полностью доверив мальчика свекрови.
- Да кто же знал - комкая носовой платок в руках, произносила Ниночка. Она переживала за дочь и не спала ночами, мучаясь угрызениями совести.
Но, Настенька не шла на контакт с матерью. Пока однажды, спустя год, после смерти Антона, не уехала из деревни, совсем.
- Куда же ты? К кому? - спрашивала Ниночка, еле поспевая за дочерью, спешившей на остановку.
- Не твоё дело - отрезала девушка, а потом не хотя, добавила - парень у меня появился. Городской, как ты и мечтала. Замуж меня берёт, на днях роспись. Приезжать не надо.
Ниночка тогда так и осталась стоять, как вкопанная, глядя вслед убегающей Настеньке.
Пару раз она приезжала к дочери в гости, но та не пускала её на порог квартиры, которую Ниночка ей всё же купила.
- Уходи. Не лезь больше в мою жизнь. Всё, что могла - ты сделала - и Настенька захлопывала дверь, прямо перед носом матери.
Случайно, от Настиных подруг, которым Ниночка иногда звонила, спросить про дочь, она узнала что муж Насти пьёт и бьёт её. Настя уже два выкидыша перенесла. И, сейчас лежит, опять на сохранении.
- Пустите меня к дочери. Я мать - просила она старшую медсестру, которая вышла к ней.
- Я бы пустила. Но, девушка сама не хочет, поймите! - мягко говорила медсестра, пожимая плечами.
Дочь категорически отказывалась видеться с матерью.
Ниночка осунулась, похудела и ещё больше постарела. С равнодушием она теперь смотрелась в зеркало, расчёсывая седые пряди волос. А ведь и пятидесяти ещё нет.
С Фёдором они так и не сошлись. Смерть Антона, пролегла пропастью между ними.
А с Настей, они потом примирились. Спустя десять лет. Когда муж Насти ушёл к другой. Помоложе и поздоровее, которая и родила ему сына. После этого он бросил пить и зажили они с новой женой, тихо и спокойно.
Настя, не выдержав того, что ей часто приходилось видеть их. Как они с коляской прогуливались по дорожкам городского парка, уволилась с института, в котором преподавала французский язык и собрав вещи, уехала в деревню.
Боль по Антону слегка притупилась временем, а кроме матери, родных, больше не было.
Ниночка поднялась со скамейки и покланявшись родителям, пошла домой.
Сказанных в сердцах слов - не воротишь и жизнь вспять - не повернёшь.
Бумеранг, неумело пущенный в журавля, на обратном пути иногда сшибает синицу.