В предыдущей статье, изданной на страницах нашего замечательного журнала, мы выяснили, что по состоянию на сегодняшний день устоявшимся названием крутки клинком является ФЛАНКИРОВКА КАЗАЧЬЕЙ ШАШКОЙ, сокращенно «ФКШ» (потому именно так мы в дальнейшем данную спортивную дисциплину и станем именовать).
Идти же при этом мы будем, как оно и положено, от простого к сложному. То есть, сначала поговорим об общих положениях, потом ознакомимся с базовой техникой (подчеркиваю именно ОЗНАКОМИМСЯ, а не просто расскажем о том, что, мол, она у нас в наличии есть), затем перейдём к более сложным вещам. Например, к технике перехватов. Ну, а если у нас всё получится так, как мы того хотим, и в ответ почувствуем живой интерес к происходящему со стороны уважаемых господ читателей, тогда отдельно мы поговорим о «высшей математике» фланкировочного дела. Например, о… пальцевой работе на шашке (что мы делать хорошо умеем), а также о вращении клинка на тыльной стороне ладони (чего мы, увы, так и не освоили).
Для начала же отметим, что вся эта «крутка-джигитка-фланкировка» превратилась в полноценную спортивную дисциплину только лишь тогда, когда были разработаны и цивилизованным образом апробированы правила по проведению соревнований. Случилось же столь знаменательное событие весной 2008 года, когда в рамках очередного «Баклановского (в честь генерала Бакланова) турнира по казачьему боевому искусству» (именно так они тогда и назывались) состоялись первые соревнования по шашке. Ирония судьбы заключалась в том, что и произошло это всё в Казачьем кадетском корпусе, носящем имя генерала Я.П. Бакланова. Вот такое вот интересное совпадение, любителям конспирологии на заметку.
Попробовали, получилось, всем понравилось и пошло-поехало. При этом всё шло вполне даже нормально, кроме разве что одного момента. Мы долго не могли прийти к унифицированной и всем понятной судейской карточке, поскольку словами описать все элементы фланкировки (тогда ещё джигитки) было весьма и весьма проблематично.
И продолжалось так до осени 2010 года, в аккурат до того момента, пока у нас на Дону не стали проводить Первую Всероссийскую военно-спортивную игру «Казачий сполох». И так уж было угодно, что автору данных строк выпала высокая честь оказаться первым автором «Положения» о проведении данного грандиозного (на секундочку, с участием всех казачьих регионов России!) мероприятия, среди номинаций которого, естественно, ключевое значение имела работа казачьей шашкой.
И вот тогда, в сакральном для каждого казака месте, каковым у нас на Тихом Дону является исторический майдан Старочеркасска, и родилась судейская карточка, на которой знаками пиктограммы (почти что «эмодзи») были обозначены все подлежащие судейству элементы. Получилось очень наглядно и в тоже время достаточно объективно. В результате все желающие оспорить судейство (а таковых, как известно, в каждом спорте всегда хватает) теперь имели счастливую возможность это сделать, а судья, соответственно, при этом обязан был аргументировано ответить, почему он дал именно такую оценку за тот или иной фланкировочный элемент.
В дальнейшем, конечно же, данная карточка была неоднократно подвержена усовершенствованиям, но поскольку она уже изначально оказалась очень удачной, то все последующие нововведения в ней были крайне незначительными.
Итак, как судить – стало понятно, кому – тоже (естественно, что господам тренерам и продвинутым ученикам), и тут встал вопрос о формате соревнований.
Быстро решился вопрос о площадке. Ясное дело, что площадка должна быть обширная, ибо, во-первых, для человека, размахивающего муляжом холодного оружия, была необходимая свобода действий, а во-вторых, чтобы рядом с ним никто в этот момент не находился, дабы случайно не попасть под быстро мелькающий клинок. Опытным путем остановились на размерах 10 на 10 метров. При этом покрытие площадки должно быть плотным, дабы обеспечить передвижения (в том числе, скользящие) ног, обутых в сапоги, а не в лёгкую спортивную обувь типа кроссовок.
Первое время господствовало стойкое убеждение, что соревнование обязано проходить непременно под музыку. Аргументы здесь были примерно таковы, что этнические мотивы, как известно, задают свою пластику движений, ну а также (чего греха таить) придают всему действию весьма привлекательный вид. Плюс ко всему национальный колорит и перманентное ощущение праздника.
Всё так, но в конечном итоге от музыки всё же было принято решение отказаться, поскольку из-за неё не было слышно издаваемого клинком свиста, каковой оказался весьма даже немаловажным элементом, необходимым судейству для адекватной оценки скоростного режима.
Так что вскоре было принято решение работать без музыки и длительностью всего в одну минуту. Последнее объяснялось тем, что именно этот временной промежуток спортсмен способен работать на максимальной скорости не сбавляя темпа, после чего начинается неизбежное замедление, а поскольку при этом человек всеми силами стремится сохранить набранную быстроту, потому в результате неминуемо возникают всевозможные «рваные» и откровенно «не чистые» движения.
Соревнования были изначально организованы таким образом, что эта одна минута оказывалась весьма и весьма насыщенной. Всё дело в том, что оценке подлежали не только «круги» и «восьмёрки» (они служили лишь связующим элементом), а все изложенные в карточке номинации – от нанесения укола до элементов боевой акробатики. То есть, за одну минуту нужно было успеть продемонстрировать акцентированный укол острием и, например, успеть кувыркнуться. И проделать всё это было необходимо без прекращения вращения клинком по замкнутым траекториям.
В правилах по ведению соревнований это сформулировано следующим образом: «… совершать базовые элементы ФКШ: колоброды (круги, восьмёрки) в разных направлениях, со встроенными атакующими и защитными действиями клинком, руками, ногами, корпусом, сопровождаемые непрерывным маневрированием по площадке. Допускаются прыжки, кувырки, удары ногами и другие технические элементы, в боевом отношении органично дополняющие работу с оружием». Согласитесь, что выполнить вышеизложенное задачка явно не из простеньких.
В том случае, если по окончанию минуты у судей оставались какие-либо сомнения насчёт уровня технического мастерства спортсмена, или же были спорные оценки по тем или иным номинациям, то ему выдавался второй клинок и предоставлялась ещё одна минута для демонстрации работы двумя шашками. И вот здесь-то для умудрённого опытом судьи мно-о-о-гое становилось очевидным…
Окончание следует...
Владимир Ерашов
станица Старочеркасская, Россия