Приложения по улучшению психологического состояния сделали помощь доступнее, чем когда либо. А еще, это бизнес: за платные подписки обещают многое, но понять, что работает — сложно.
Есть способ выяснить, как доверять или не доверять приложениям по медитации, осознанности и психологии: ответьте на вопросы ниже от APA (Американской Психиатрической Ассоциации). Шаги составлены от самого важного к тому, на что можно закрыть глаза.
Сравним два приложения для медитаций
Шаг первый. Бэкграунд
Первые вопросы:
- На каких операционных системах работает приложение?
- Обновлялось ли приложение за последние 180 дней?
Оба приложения доступны на IOS и Android, версии для десктопов нет.
В отзывах первого приложения пользователи жалуются на проблемы с синхронизацией:
У второго проблем с синхронизацией нет: каждый пользователь создает аккаунт.
АPА не рекомендует использовать приложения, которые не обновлялись за последние 180 дней, вот первое:
АPА рекомендует не работать с приложением, которое не прошло проверку бэкграунда, поэтому в обычной ситуации первое бы уже провалилось.
Шаг второй. Конфиденциальность и безопасность.
Дальше обратите внимание на политику конфиденциальности:
- Существует ли политика конфиденциальности, которая понятна и доступна перед использованием?
- Собирает ли приложение, использует и/или передает конфиденциальные данные?
Политика конфиденциальности у приложений на английском языке, с ней не предлагают ознакомиться перед использованием. Это требование непривычно для разработчиков и систематически не выполняется, но в ситуации помощи человеку всё должно быть явно, без секретов.
У обоих приложений одинаково: данные собираются на серверах, хранятся, никому не передаются, используются для персонализации рекламы, удаление по запросу.
Оба приложения не до конца соответствуют стандартам АPА: просить ознакомиться с политикой перед использованием и сделать ее доступной на всех языках — важно.
Шаг третий. Исследования и доказательность.
Переходим к интересному: проверяем доказательную базу
- Есть ли доказательства пользы от конечных пользователей или научных исследований?
Медитации бывают разные: одни имеют под собой научную основу, другие нет. Стоит разобраться, что предлагают сервисы и какими источниками они пользовались.
Понять, какой тип медитаций в первом приложении невозможно — там названия по типу “сосредоточиться” и никаких ссылок.
Во втором приложении у медитаций научные названия: сканирование тела, ноутинг, центрирование. Это классно: легко гуглятся исследования, подтверждающее эффективность каждой.
Первый сервис не позаботился о пользователях: проверить его практики сложно, нужно искать специалиста, который поймет, что это за медитации, а потом уже решать вопрос об эффективности.
Шаг четвёртый. Юзабилити.
Теперь проверьте дизайн и удобство использования:
- Кажется ли приложение простым в использовании?
Это субъективный критерий, поэтому расскажу о своем опыте. В первом приложении я постоянно нажимал не туда из-за мелких иконок снизу, а выбор раздела вверху экрана неудобен, потому что большим пальцем туда дотягиваться тяжело. Я насчитал 9 кнопок и слайдер на первом экране, а еще реклама снизу.
У второго приложения 4 кнопки внизу под большим пальцем, а сами медитации в центре. В юзабилити чем проще — тем лучше.
Шаг пятый. Экспорт данных.
Последний шаг: отслеживание прогресса и экспорт
Можно ли легко поделиться данными и интерпретировать их согласно целям приложения?
Второе приложение показывает статистику и может загружать данные в сторонние, например “Здоровье” от Apple. Первое приложение тоже можно подключить к этому сервису, но внутри прогресс недоступен.
Вопрос качественной психологической самопомощи сейчас становится всё актуальнее. Недавно мы выпустили бета-версию телеграм бота, который помогает справиться с трудными ситуациями и психологическими состояниями.
Используйте эти пять простых шагов, чтобы совершить осознанный выбор — сохраните себе деньги и нервы.