Как люди делятся плохими новостями? Можно предположить, что распространяют их со скоростью лесного пожара, верно?
Возможно, неверно. Есть обоснованные подозрения, что это — слишком упрощённый взгляд.
Не так давно вышла статья немецких учёных-психологов, которые показали, что всё, видимо, несколько сложнее.
Выборка в их эксперименте была небольшой (146 человек), но достаточной, чтобы мы присмотрелись к их исследованию.
Они зафиксировали интересный момент — на распространение тревожной информации напрямую влияет вид стресса, который переживает человек.
Они выделили два вида — объективный и субъективный. Первый устанавливался по анализам кортизола в слюне, а второй — со слов участников экспериментов.
Объективный стресс сопровождается повышением уровня кортизола в крови. Другими словами, человек действительно на нервах.
Субъективный стресс не сопровождается повышением кортизола в крови. Значит, на самом деле человек не испытывает напряжения. Но ему кажется, что он на нервах.
Как вы понимаете, пересекались эти два вида стресса не всегда.
И вот там, где они не пересекались и была чёткая закономерность.
Вот люди с объективным стрессом. Если они сталкивались с новой порцией плохих новостей, то меньше тревожились и меньше распространяли информацию о них.
А вот люди с субъективным стрессом. Они, если сталкивались с плохими новостями, тревожились больше и распространяли их, эти новости, охотнее.
Исследование не стоит распространять на всех людей вообще — выборка слишком мала и однородна, чтобы делать далеко идущие выводы.
Но сам по себе эксперимент интересный.
Если всё подтвердится, он многое объяснит, по крайней мере, для меня.
В дополнение рекомендую:
Источник: Popovic, N.F., Bentele, U.U., Pruessner, J.C. et al. Acute Stress Reduces the Social Amplification of Risk Perception. Sci Rep 10, 7845 (2020).
Изображение ErikaWittlieb с сайта Pixabay