Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Чем можно заняться женщине: мужское мнение

Весь 19 век дамы пытались выбиться из положения «мертвых». А кавалеры — пытались представить себе даму днем в каком-нибудь еще месте, кроме кухни и детской. Перед нами документ удивительной исторической силы: набор футуристических сигаретных карточек «Занятия для женщин», выпущенный в 1887 году в США. Дамы, посмотрите — узнаете себя на рабочем месте? Или, скорее — можете найти хоть одно совпадение?

«Журналистка», сигаретная карточка из набора «Занятия для женщин», Goodwin & Company, США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Журналистка», сигаретная карточка из набора «Занятия для женщин», Goodwin & Company, США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Начну с родного: вот она, журналистка будущего (какой ее видели в 1887 году). Красавица, и ведь так действительно бывает. Я восемь лет работал на одном этаже с редакцией журнала Cosmopolitan — есть у нас и поярче корреспондентки!

Морячка тоже смахивает на знакомых мне подруг из редакций — без штанов, но отважная (и с сигаретой :-)) Это не наезд: я вырастил несколько поколений журналисток и очень их люблю (в профессиональном плане) — а, значит, подшучиваю.

«Морячка», США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Морячка», США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Грандиозны и нелепости. Генерал с декольте — это что такое, простите? Это сбивает с толку боевой дух подразделения.

Но я вас уверяю: авторы (а это были явно мужики) хотели как лучше.

«Генерал», США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Генерал», США, 1887 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Просто для справки: мужчины тоже ведь боролись за равноправие женщин. А в Америке с них, пожалуй, феминизм и начался.

С начала 19 века там ширилось «белое» движение за освобождение черных рабов. Аболиционисты указывали: уже во втором абзаце «Декларации независимости США» написано, что «все люди созданы равными». Их жены, послушав такие речи, уперли руки в боки: «А как же мы?».

Так что на первое собрание участников женского движения в Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк) прибыло не только 200 делегаток в юбках, но и 40 делегатов в штанах — в основном, их супруги.

Конференция приняла «Декларацию чувств»: «все мужчины и женщины рождены равными... С точки зрения гражданских прав и перед законом замужние женщины фактически приравнены к мертвым». Бумагу, обратите внимание, подписали всего 68 делегаток (34%) и целых 32 делегата (80%)

С чем же они боролись? Формального запрета на профессии по половому признаку не было. Но и стать свободным экономическим агентом женщина не могла.

Право базировалось на том, что «в браке супруги составляют одно целое». По факту выходило, что жены не имеют отдельных интересов: за них мужья и голосуют, и ведут всю хозяйственную деятельность. Дамам даже не разрешали подписывать документы.

Как они боролись? Мирными средствами: петиции, декларации, манифестации. И уговоры. Например, газета Working Man’s Advocate писала: «Разве это мужское занятие: стоять за стойкой и показывать ткани и кружева, нахваливая шелка и атлас?»

Ей вторил журнал Harper’s New Monthly Magazine: многие работы женщины выполняют лучше мужчин. Например, это учителя начальной школы, дизайнеры, талантливые «в определенных областях литературы» писательницы.

Вот и табачная Goodwin & Company включилась в эту благородную кампанию, выпустив серию коллекционных карточек Occupations for Women («Занятия для женщин»).

Я перевожу «occupations» не как «профессии», потому что авторы серии имели в виду приобщение дам и к образованию, и к недоступным им прежде формам досуга. Вот три образа (кстати, как раз легендарно любимые мужчинами): студентка, смелая рыбачка, одинокая туристка.

Что это там у студентки в руках, не разгляжу — конспект?

Коллекционирование сигаретных карточек (их по одной вкладывали в пачки), как и само табакокурение — тогда это было брутальный мужской мир. Этот новый выпуск, для примера, продвигал сорт сигарет Old Judge and Dogs Head («Старый судья и песья голова»).

Посылать в эту казарму такие дразнящие сигналы — смелый, и неизвестно чем продиктованный маркетинговый ход.

И вышло вроде неплохо: 50 карточек, все сферы деятельности, от уборщицы до министра. Странные наряды вас не должны смущать.

Редактор газеты Lilly Амелия Блумер тогда придумала и рекламировала такой ансамбль для женщин нового поколения: укороченное платье, турецкие шаровары, шляпка — «гигиенично и не сковывает движения».

А что до декольте и прочих обнажений на этих карточках, так нам известно первое правило пропаганды: полезное нужно завернуть в привлекательное. Иначе «не зайдет».

Я порылся в каталогах — Goodwin & Company больше не выпускала наборов на эту тему. В 1919 году приняли XIX поправку к Конституции США, гарантирующую избирательное право всем, без оглядки на пол. Экономические права мужчин и женщин в мире также сравнялись.

Еще в 1853 году феминистка Фрэнсис Грейндж говорила: мужчинам не следует бояться изменения роли женщины; получив свои права, она все равно останется матерью и женой — прежде всего. Что ж, мне кажется, в основном это обещание исполняется (за многочисленными, но все же исключениями).

В старом наборе сигаретных карточек упомянуты несколько ролей, которые в нынешнем мире не нашли воплощения. Может, эти роли наши дамы играют в семье? Вот:

P.S. А у полицейской на груди тут — алое сердце.

-13

Вот хорошая мысль, давайте у нас тоже так сделаем.