Завод Батенина в Санкт-Петербурге занимает одно из первых мест среди фарфоровых фабрик России первой половины девятнадцатого века. Без его ярких, запоминающихся произведений невозможно представить общую картину искусства русского фарфора его лучшей поры.
Великолепные букеты, яркие, насыщенные, состоящие из плотно скомпонованных крупных и мелких цветов, нередко в сочетании с фруктами, представлены в росписи фарфоровых изделий завода Батенина. Ориентируясь на Французские образцы и композиции Императорского завода, батенинские художники выработали свою манеру росписи каждого цветка, уходя от натурализма и создавая красочные декоративные композиции. Часто букеты трактованы как натюрморты — цветы и плоды помещены на разных по цвету и фактуре каменных столешницах. Они очень выгодно выделяются на фоне позолоты, которая играет цированным узором «вермикуле», приобретая при этом в контрасте с пышным обрамлением необыкновенную цветовую тональность и своеобразную нарядность. Созданные в одном стиле, привлекающие звучными цветовыми сочетаниями, букеты не повторяются, каждый раз демонстрируя новое композиционное решение и колористические нюансы.
Одной из главных особенностей батенинского фарфора является использование обильной позолоты в декоре изделий. Свободный от живописи фон как снаружи, так и внутри предмета, покрывали жидким золотом, накладывая его тонким слоем, чтобы уменьшить себестоимость фарфора. Поэтому, как отмечали современники, на фарфоре Батенина «позолота при кратковременном употреблении весьма скоро сходит». Значительная потертость позолоты - обычное состояние дошедших до нас изделий. Произведения 1820-х годов обычно декорировали цированными по золочению орнаментами в стилистике ампира, а также эффектными золочеными цветочными гирляндами на темно-синем кобальтовом фоне.
В 1830-х годах трудоемкая цировка была почти полностью заменена более простой в исполнении кистевой росписью матовым золотом на блестящем полированном фоне. Этот прием позволял значительно быстрее покрывать крупными рисунками большие поверхности ваз. Заслуженной славой пользовались вазы Батенина с цветочной росписью.
В изделиях 1830-х годов с таким декором наряду с классицистическими мотивами все чаще применяются более свободные композиции из пышных лиственных гирлянд, цветов и фруктов.
К середине 1830-х годов, в соответствии с общими тенденциями в искусстве фарфора, на заводе Батенина стали выпускать предметы новых пропорций, приземистые, с разнообразными гранями по тулову, простыми ручками без рельефных деталей. Они декорировались модными красочными китайскими мотивами, цветными фонами насыщенных ярких тонов, расписными и рельефными золочеными орнаментами в стиле второго рококо, букетами и гирляндами цветов.
Как и многие другие частные фабрики России, завод Батенина работал недолго, на протяжении жизни одного поколения. Но он добился больших успехов в развитии отечественного искусства фарфора, оставив в наследство потомкам прекрасные произведения, в которых отразились многие события и увлечения, волновавшие людей далекой эпохи.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Если у вас есть фарфоровые изделия соответствующие тематике выкладываемых мною статей, то предлагаю поделиться ими в комментариях. Думаю всем нам будет интересно посмотреть, вместе полюбоваться и раскрыть лучше тему!
#фарфор #дореволюционныйфарфор #антиквариат #антикварныйфарфор #фарфорроссийскойимперии