Найти в Дзене

Флоральные мотивы в фарфоре завода Батенина, из собрания Кусково.

Завод Батенина в Санкт-Петербурге занимает одно из первых мест среди фарфоровых фабрик России первой половины девятнадцатого века. Без его ярких, запоминающихся произведений невозможно представить общую картину искусства русского фарфора его лучшей поры.

Блюдо с прорезным бортом с изображением букета цветов в золоченной вазе. 1820ые гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Блюдо с прорезным бортом с изображением букета цветов в золоченной вазе. 1820ые гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Фрагмент цветочной росписи. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент цветочной росписи. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Великолепные букеты, яркие, насыщенные, состоящие из плотно скомпонованных крупных и мелких цветов, нередко в сочетании с фруктами, представлены в росписи фарфоровых изделий завода Батенина. Ориентируясь на Французские образцы и композиции Императорского завода, батенинские художники выработали свою манеру росписи каждого цветка, уходя от натурализма и создавая красочные декоративные композиции. Часто букеты трактованы как натюрморты — цветы и плоды помещены на разных по цвету и фактуре каменных столешницах. Они очень выгодно выделяются на фоне позолоты, которая играет цированным узором «вермикуле», приобретая при этом в контрасте с пышным обрамлением необыкновенную цветовую тональность и своеобразную нарядность. Созданные в одном стиле, привлекающие звучными цветовыми сочетаниями, букеты не повторяются, каждый раз демонстрируя новое композиционное решение и колористические нюансы. 

Чайник с крышкой золоченный с изображением букета цветов и фруктов. Конец 1820-х гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чайник с крышкой золоченный с изображением букета цветов и фруктов. Конец 1820-х гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Кружка с крышкой с изображением букетов цветов. 1820ые. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Кружка с крышкой с изображением букетов цветов. 1820ые. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Одной из главных особенностей батенинского фарфора является использование обильной позолоты в декоре изделий. Свободный от живописи фон как снаружи, так и внутри предмета, покрывали жидким золотом, накладывая его тонким слоем, чтобы уменьшить себестоимость фарфора. Поэтому, как отмечали современники, на фарфоре Батенина «позолота при кратковременном употреблении весьма скоро сходит». Значительная потертость позолоты - обычное состояние дошедших до нас изделий. Произведения 1820-х годов обычно декорировали цированными по золочению орнаментами в стилистике ампира, а также эффектными золочеными цветочными гирляндами на темно-синем кобальтовом фоне.

Кружка с крышкой с полосой золоченного орнамента из переплетенных веток цветов на кобальтовом фоне. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Кружка с крышкой с полосой золоченного орнамента из переплетенных веток цветов на кобальтовом фоне. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Полоскательница с золоченной гирляндой цветов и ягод на кобальтовом фоне и меандровым орнаментом по верхнему краю. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Полоскательница с золоченной гирляндой цветов и ягод на кобальтовом фоне и меандровым орнаментом по верхнему краю. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

В 1830-х годах трудоемкая цировка была почти полностью заменена более простой в исполнении кистевой росписью матовым золотом на блестящем полированном фоне. Этот прием позволял значительно быстрее покрывать крупными рисунками большие поверхности ваз. Заслуженной славой пользовались вазы Батенина с цветочной росписью.

Ваза с изображением букета цветов и фруктов и золоченным орнаментом. 1930-е гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Ваза с изображением букета цветов и фруктов и золоченным орнаментом. 1930-е гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Фрагмент цветочной росписи на тулове парной вазы. 1930-е гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент цветочной росписи на тулове парной вазы. 1930-е гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Ваза с изображением букета цветов и золоченным растительным орнаментом. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Ваза с изображением букета цветов и золоченным растительным орнаментом. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент горла вазы с золоченным орнаментом. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент горла вазы с золоченным орнаментом. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

В изделиях 1830-х годов с таким декором наряду с классицистическими мотивами все чаще применяются более свободные композиции из пышных лиственных гирлянд, цветов и фруктов. 

Молочник с изображением букета цветов на золоченном фоне. Конец 1820-х - начало 1830-х гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Молочник с изображением букета цветов на золоченном фоне. Конец 1820-х - начало 1830-х гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чашка золоченная с изображением гирлянд цветов. 1820ые гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чашка золоченная с изображением гирлянд цветов. 1820ые гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

К середине 1830-х годов, в соответствии с общими тенденциями в искусстве фарфора, на заводе Батенина стали выпускать предметы новых пропорций, приземистые, с разнообразными гранями по тулову, простыми ручками без рельефных деталей. Они декорировались модными красочными китайскими мотивами, цветными фонами насыщенных ярких тонов, расписными и рельефными золочеными орнаментами в стиле второго рококо, букетами и гирляндами цветов. 

Чайник с крышкой с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чайник с крышкой с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чашка с блюдцем из сервиза с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чашка с блюдцем из сервиза с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чайник из сервиза с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чайник из сервиза с изображением букетов цветов и золоченным орнаментом в стиле второго рококо. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Как и многие другие частные фабрики России, завод Батенина работал недолго, на протяжении жизни одного поколения. Но он добился больших успехов в развитии отечественного искусства фарфора, оставив в наследство потомкам прекрасные произведения, в которых отразились многие события и увлечения, волновавшие людей далекой эпохи.

Чайник с крышкой с изображением букетов цветов. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Чайник с крышкой с изображением букетов цветов. 1832-1838гг. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент цветочной росписи. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.
Фрагмент цветочной росписи. Источник: "Фарфор завода Батенина. Из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково восемнадцатого века". К 200-летию основания завода."А-Тритона". Москва. 2014г.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Если у вас есть фарфоровые изделия соответствующие тематике выкладываемых мною статей, то предлагаю поделиться ими в комментариях. Думаю всем нам будет интересно посмотреть, вместе полюбоваться и раскрыть лучше тему!

#фарфор #дореволюционныйфарфор #антиквариат #антикварныйфарфор #фарфорроссийскойимперии