Найти в Дзене
Жить по Христу

Божественность Иисуса Христа и Священное Писание. Важность Евангелия от Иоанна.

Не обойтись нам здесь без Священного Писания. Никак. Но объять всё Писание, это значило бы объять необъятное. Размах такого исследования был бы настолько вели́к, что всем серверам Дзена не вместить написанного текста. Сузим же область исследования до Евангелия от Иоанна. Почему именно Евангелие от Иоанна? На это есть несколько причин. Итак, по порядку. В вопросе Божественности Иисуса Христа первостепенное значение имеют тексты Нового Завета. Они были написаны в разное время несколькими богодухновенными авторами. Причём тексты эти появляются не сразу, а спустя два десятилетия после вознесения Спасителя. Похоже на то, что поначалу никому и в голову не приходило создавать то, что мы сейчас называем Новым Заветом. Так почему же этот самый Новый Завет появился? Шло время, ситуация менялась, происходило осмысление Евангелия Христова, приходилось реагировать на новые вызовы и проблемы. Одним из этих ответов и становится появление Священных текстов Нового Завета. Причём, если мы посмотрим

Не обойтись нам здесь без Священного Писания. Никак. Но объять всё Писание, это значило бы объять необъятное. Размах такого исследования был бы настолько вели́к, что всем серверам Дзена не вместить написанного текста. Сузим же область исследования до Евангелия от Иоанна.

Святой Иоанн Богослов, Эль Греко, музей Прадо, Мадрид. Источник изображения commons.wikimedia.org
Святой Иоанн Богослов, Эль Греко, музей Прадо, Мадрид. Источник изображения commons.wikimedia.org

Почему именно Евангелие от Иоанна?

На это есть несколько причин. Итак, по порядку.

В вопросе Божественности Иисуса Христа первостепенное значение имеют тексты Нового Завета. Они были написаны в разное время несколькими богодухновенными авторами. Причём тексты эти появляются не сразу, а спустя два десятилетия после вознесения Спасителя. Похоже на то, что поначалу никому и в голову не приходило создавать то, что мы сейчас называем Новым Заветом.

Так почему же этот самый Новый Завет появился?

Шло время, ситуация менялась, происходило осмысление Евангелия Христова, приходилось реагировать на новые вызовы и проблемы. Одним из этих ответов и становится появление Священных текстов Нового Завета. Причём, если мы посмотрим на послания апостола Павла в хронологическом порядке, то увидим, что на протяжении пятнадцати лет (приблизительно), от 1-го Послания Фессалоникийцам до 2-го Послания Тимофею, его мысль углубляется, заметно развитие, осмысление. Церковь растёт не только количественно, но и богословски.

Почему же тогда именно Евангелие от Иоанна?

Причина первая.

Это самый поздний текст Нового Завета. По свидетельствам древних церковных писателей (Папий, Ириней, Иероним и др.) Иоанн написал это Евангелие незадолго перед своим отшествием к Господу по просьбе христианской общины и малоазийских пресвитеров. Целью же написания было, опять же по свидетельству древних, то, чтобы дополнить трёх других евангелистов, а также дать Церкви наставление в борьбе с нарождавшимися тогда ересями.

Вторая причина.

Интересна сама личность апостола Иоанна.

"Один же из учеников Его, которого любил Иисус..." (От Иоанна 13:23(а)).

Мы видим его в узком кругу самых близких к Спасителю учеников. Он присутствует при воскрешении дочери Иаира (Марка 5:22-23, 35-43), на горе́ Преображения (Матфея 17:1-8), он возлежал у груди Иисуса на последней вечери (Иоанна 13:23-25), он рядом со Спасителем в Гефсиманском саду (Марка 14:32-33), Иоанна, единственного из апостолов, мы видим у голгофского креста (Иоанна 19:26-27). Уже после Воскресения Христос говорит об Иоанне, что он "пребудет" (Ин. 21:22-23).

Впоследствии мы видим его с Петром в храме, где происходит чудо исцеления хромого (Деяния 3:1-11). Далее Иоанн вместе с Петром свидетельствует перед синедрионом (Деяния 4:1-23). Самаритяне чрез Петра и Иоанна получают дар Духа Святого (Деяния 8:14-17). Апостол Павел называет Иоанна одним из столпов Церкви (Галатам 2:9).

По всему видно, что апостол Иоанн человек особенный, были в нём качества, за которые Христос полюбил его.

Но что примечательно, мы только видим Иоанна, но не слышим его голоса. Говорят Пётр, Иаков Праведный, Павел, другие апостолы. Они же пишут послания. Но Иоанн молчит. Создаётся впечатление, что Иоанн как-бы наблюдает за происходящим, обдумывает, созерцает. Он видит проблемы в первой христианской общине. На его глазах разворачивается конфликт между иудействующими и сторонниками Павла, Варнавы и Силы. Он знает о спорных мнениях в Церкви. Но молчит. Наверняка ему известны послания других апостолов и уже написанные Евангелия. На его глазах уходят в вечность, ко Христу, христиане первого поколения и апостолы Господни (первым, кстати, его родной брат Иаков). 

И вот, спустя более чем через шестьдесят лет, Иоанн говорит своё слово. Он как бы подводит итог апостольскому веку, завершает его, сводит воедино всё, сказанное до него, делает финальный аккорд. Не для того ли Господь и дал ему дожить до самого окончания первого века от Р.Х. ("...если Я хочу, чтобы он пребыл..." (Иоанна 21:22))?

В этом и ценность его Евангелия, которую невозможно переоценить.

Причина третья, естественным образом следующая из предыдущей. Ранние христианские авторы преимущественно пользуются богословием именно Иоанна, хотя, бесспорно, используют сочинения и наследие других апостолов. Павла, к примеру, как-то не особенно и видно в эти первые века. Его труд будет в последствии как бы открыт заново, но это совсем другая тема. 

И причина последняя, четвёртая, может и не самая очевидная, но всё же. Это противники и критики Церкви и христианства, а также Нового Завета. Мало какой книге Нового Завета так доставалось от критиков, как Евангелию от Иоанна. Это самый критикуемый текст, противники христианства считают его не аутентичным, поддельным и прочее. А такие нападки о чём то и говорят, не так ли? Против чего враг более ополчается, там истина христианская более всего и явлена.

А далее мы немного и присмотримся к этому Евангелию.

Продолжение обязательно следует...

Первая статья по этой теме.

Предыдущая статья.

Читайте также цикл статей об искушениях и их преодолении, а также о Страстной неделе и воскресении Христа.