Подлинной жемчужиной Археологического музея в Стамбуле является роскошный мраморный саркофаг, отличающийся от своих соседей не только богатством резьбы, но и наличием специального стеклянного колпака, призванного уберечь шедевр от прикосновений любопытных туристов. Действительно, если множество других саркофагов, экспонирующихся в музее, открыты для тактильного контакта, а иные и вовсе стоят во дворе под открытым небом, то сея гробница величаво покоится на постаменте за толстым стеклом. Скромная табличка возле экспоната сообщает посетителям, что это "Alexander Sarcophagus. Marble. 312-307 BCE. Sidon (Baida, Lebanon). То есть не что иное, как персональный саркофаг самого Александра Великого. Поэтому неудивительно, что вокруг мраморного изделия всегда очень много народа, приникшего к стеклу колпака и старательно изучающего батальные сцены, отображённые на внешних стенках саркофага, где помимо всего прочего, изображён полководец античности.
1. В 1887 году в при раскопках царского некрополя возле древнего финикийского города Сидон (ныне ливанский город Сайда) археологической экспедицией под руководством известного турецкого исследователя Османа Хамди Бея и французского археолога Теодора Рейнаха были обнаружены 22 саркофага. В свою очередь, исследователей поразили своей роскошью и высокой степенью сохранности четыре больших саркофага, выполненных в греческом стиле. Данные находки сразу привлекли к себе пристальное внимание учёной общественности и получили условные названия в соответствии с изображёнными на них предполагаемыми персонажами: "Ликийский саркофаг", "Саркофаг Плакальщиц", "Саркофаг Сатрапа" и "Саркофаг Александра". Все они были доставлены в Стамбул и ныне экспонируются в Павильоне саркофагов Археологического музея.
2. Массивный полихромный саркофаг "Александра Македонского" выполнен из привозного пентеликонского мрамора в виде древнегреческого храма с крышей, где прекрасно просматривается черепица и фронтон. При этом навершие крышки саркофага украшает акротерий. Длина изделия весом 25 тонн составляет 318 см, ширина - 160 см, высота - 195 см. Саркофаг считается наиболее ранними похоронным произведением эпохи эллинизма, дошедший до нас в первозданном виде. Учитывая особенности оформления, некоторые исследователи предполагают, что автором данного шедевра является известный греческий скульптор Евтихид, а за раскраску был ответственен Филоксен.
3. Саркофаг выглядит роскошно, местами даже сохранилась краска. В верхней его части, "на крыше" в окружении листьев находятся женские головы. Главный акротерий на вершине является классической пальметтой, подпираемой с двух сторон грифонами. Четыре боковых акротерия представлены дремлющими львами. Козлиные головы вдоль краёв "крыши" играют роль храмового водостока. Ниже на фризе саркофага угадывается молодая виноградная лоза. На фронтонах крышки видны сцены битвы македонян с персами. При этом на одном из фронтонов хорошо просматривается конный воин в львином шлеме, столь характерным для Александра Македонского. Именно эта деталь изделия и дала повод исследователям полагать, что владелец саркофага был или самим великим полководцем, или же человеком, очень близким к нему. Примечательно, что сам первооткрыватель Осман Хамди Бей изначально окрестил находку "Большой саркофаг". Привычное уже нам название "Саркофаг Александра" находке присудил германский историк Франц Студничка, посвятивший много времени изучению уникального памятника древнегреческого искусства.
4. На рельефах саркофага изображены два эпизода охоты и четыре сцены сражений и с большим количеством задействованных людей. При изучении данных изображений исследователи разделились на два лагеря. Одна полагают, что на рельефах отображены реальные исторические события. Соответственно, сцены охоты показывают охоту владельца в окрестностях города Сидон, а сцены битвы - боевую славу владельца в его борьбе против Персидской империи.
Другая часть исследователей, сопоставив изображения остальных саркофагов из царского некрополя, пришла к выводу, что события, представленные на рельефах саркофага, носят символический характер и призваны подчеркнуть величие, силу и власть заказчика, что в эпоху эллинизма являлось обычным явлением.
5. До сих пор открытым является вопрос о собственнике мраморного саркофага. Учитывая место захоронения, время создания изделия и изображённые на нём сцены, возникла гипотеза, что владельцем саркофага был ставленник Александра Македонского в Сидоне по имени Абдалоним. Благодаря своей скромности, мудрости и преданности делу в борьбе с персами, Абдалоним (что в переводе с финикийского "Слуга богов") заслужил признание Александра Македонского, за что ему было пожаловано во владение Сидон и его окрестности. Существование царя Абадалонима не подвергается сомнению, так как исследователи получили возможность познакомиться с недавними археологическими находками в виде монет с его именем, датируемых IV веком до н. э.
Выводы. Мраморный "Саркофаг Александра" на самом деле не принадлежал Александру Македонскому и назван так условно благодаря изображению полководца в "львином шлеме" на одном из фронтонов храмоподобного изделия. Вероятно, саркофаг принадлежал одному из сподвижников Александра Македонского - сидонскому царю Абдалониму. В любом случае богатое и высокохудожественное оформление саркофага свидетельствует о высоком социальном статусе его заказчика. Сам же саркофаг Александра Македонского до сих пор не обнаружен...
Из рубрики "Путешествие по Турции":
______________________