Ответственные родители хотят, чтобы их дети говорили понятно, правильно и грамотно. А еще желательно пораньше! В этом материале о том, какие ошибки не стоит совершать, если вы хотите стимулировать процесс.
Не предвосхищайте потребности ребенка
Если в общении с новорожденным нужно немного читать мысли, то когда малыш подрастет, нужно делать паузу. Не решайте за ребенка, чего ему хочется прямо сейчас, а дайте ему возможность коммуницировать с вами. Именно коммуницировать, ведь путь к речи идет через жесты, и среди них самый главный – указательный.
А еще вспомните знаменитый комедийный фильм "Знакомство с Факерами-2" с Робертом Де Ниро. Его герой учит внука жестовому языку. Я не так давно узнала, что такие приемы работают и в реальной жизни, но мой уже начал голосом сигнализировать)
Прекратите использовать детский язык
В раннем возрасте ребенок будет рад общаться с мамой на простом языке. Но чем старше становится малыш, тем меньше детских слов (ляля, биби, киса) должно становиться вокруг него. Он должен слышать живую, полноценную речь и впитывать в себя каждое слово. Говорите полными словами, не избегайте сложных звуков, таких как л-р, не проглатывайте звуки, поработайте над чистотой своей речи.
Не стойте над душой
Для развития малыша важна свободная игра (и да, прекрасное время для передышки для мамы)! Создайте безопасную среду, дайте ребенку простор для фантазии и отдохните или займитесь делами. Не корите себя за то, что не заняты ребенок: он вполне может играть сам, без ваших инструкций и указаний.
Не тестируйте его постоянно
Если бы нас спрашивали каждые 10 минут, сколько будет 683х1202, какова валентность брома и кто правит Бахрейном сейчас, нам бы тоже не было комфортно. Не теребите малыша постоянным вопросом “Что это?”
А вот если он укажет на предмет или назовет его, вы можете “развить” предложение. Например, мой малыш любит показывать на животных. Можно распространять предложение: он говорит “о, кошка”. Я добавляю, действительно, посмотри, какая кошка пушистая/серая/мягкая/маленькая/худая/толстая (нужное подчеркнуть), добавляя одно-два слова за раз.
Не полагайтесь на ТВ, игры и приложения
Развивающие игры и игрушки помогают с понятиями (изучаем формы, цвета, слова), а сама речь развивается именно в коммуникации. Ребенок учится интонировать, использовать слова, смотрит на артикуляцию Поэтому родитель – лучший учитель ребенка на этом этапе.
А что делать?
Вариантов масса: