Всем зашедшим - привет! 70-е года ХХ-го века для мировой авиации, пожалуй, можно назвать временем подъёма и стабильности - небо во всю бороздят реактивные лайнеры, а в городах летают вертолеты. Но даже когда все уже изобретено, остаётся место для экспериментов. Итак, Sikorsky S-72.
Летательный аппарат S-72 для исследования несущих систем (RSRA) был разработан Сикорским для НАСА и армии. RSRA был разработан для измерения характеристик несущего винта вертолета в полете. В первую очередь S-72 был вертолётом. В английской терминологии S-72 обычно называют просто aircraft («летательный аппарат»), не конкретизируя тип. Давайте поймём, почему!
Основой для нового летательного аппарата стал серьёзно переработанный фюзеляж от Sikorsky S-61, а несущий винт использовали от Sikorsky S-67 Blackhawk. Только, помимо этого у S-72 были два турбовентиляторных двигателя TF34, крыло, стабилизатор с рулем высоты и при необходимости он мог летать вообще без винтов. Т.е. кроме того, чтобы быть простым вертолётом, или, как на Ми-24, иметь крыло, создающее в полёте дополнительную подъёмную силу, S-72 мог вполне себе подходить на роль самолёта - тяги турбовентиляторных двигателей и подъёмной силы крыла хватало для обеспечения нормального полёта "по-самолётному".
Так как машина была экспериментальной, созданной для исследования систем несущего винта, то со временем внешний вид машины менялся. Изначальная конфигурация включала в себя пятилопастной несущий винт, абсолютно новый для машин Сикорского планер и два двигателя - два турбовальных двигателя General Electric T-58-GE-5, установленных над фюзеляжем с приводом на основной несущий винт. В такой конфигурации испытывались разнообразные лопасти для несущих винтов различных машин. Первая машина была вертолётом - не было крыла и турбовентиляторных двигателей.
Однако на втором из экземпляров были установлены два турбовентиляторных General Electric TF-34 в гондолах над крылом по бокам фюзеляжа. В такой конфигурации он совершал полеты и без наличия несущего винта. Для первого был выпущен переделочный комплект, состоящий из двух плоскостей и двигателей в гондолах на пилонах.
Уникальный среди вертолетов своего времени, он был оснащен системой аварийной эвакуации экипажа. Эта система при срабатывании разрушала в нужном месте разрывные болты, которые в свою очередь освобождали крепления лопастей несущего винта, сбрасывались аварийные крышки люки с фюзеляжа вертолета, экипаж располагался на катапультируемых креслах и катапультировался. В Советском Союзе, кстати, эта идея нашла воплощение на исследовательском Ми-4.
RSRA был уникальным чисто исследовательским вертолетом, разработанным, чтобы заполнить пробел между разработкой конструкции, испытаниями в аэродинамической трубе и результатами полета вертолета.
В 1986-м на вертосамолёт установили специфический четырёхлопастной ротор X-Wing. У него было интересное свойство: при взлёте он должен был выполнять свою обычную роль, но при горизонтальном движении пилот мог его остановить в определённой позиции, и ротор превращался в дополнительную пару (а точнее, четвёрку) крыльев. Лопасти для этого имели симметричный профиль. Поскольку у несущего винта отсутствовал автомат перекоса, роль регулировки управления по высоте выполняли компрессоры, работающие от двигателей. Нагнетаемый ими воздух проходил через пустотелые лопасти роторного винта и выходил из их законцовок, увеличивая подъёмную силу. Для постоянного мониторинга и контроля этого процесса требовалась дорогостоящая вычислительная аппаратура и сложная система клапанов, которая, в результате, оказалась очень сложной, и для её доводки потребовался бы не один год.
Но в 1988-м программу закрыли, и так получилось, что с X-Wing S-72 так и не поднялся в воздух, только покрасовался на снимках.
Основные характеристики Sikorsky S-72:
Экипаж: 2 или 3 человека
Длина: 21,5 м
Размах крыла: 18,9 м
Диаметр несущего винта: 35 м
Максимальная взлётная масса: 11815 кг
Двигатели: два турбовентиляторных General Electric TF34-GE-400A и два турбовальных General Electric T58-GE-5
Максимальная скорость: 370 км/ч
Крейсерская скорость: 258 км/ч