На тренингах руководителей часто возникает необходимость внести ясность в понятийный аппарат и ответить на вопрос: Что можно делегировать, а какие задачи делегировать не стоит?
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ?
Делегированием называется передача руководителем задач или компетенций подчиненному. В отличие от распределения обязанностей, данный подход предполагает, что сотрудник выполняет прямые задачи управленца.
Допустим, менеджер компании собирается представить потенциальным партнерам новый проект. Он сам продумывает содержание презентации, а оформлением просит заняться одного из сотрудников. За то время, что его подчиненный выполняет эту задачу, руководитель успеет полноценно подготовиться к встрече.
ЧТО МОЖНО ДЕЛЕГИРОВАТЬ?
Простые рутинные поручения, на которые руководителю нет смысла тратить время. Он не может позволить себе долго оставаться на оперативном уровне, ведь в противном случае лишает себя возможности профессионально расти. Кроме того, при грамотном планировании своего времени менеджер приносит компании больший доход, чем менее квалифицированный сотрудник, поэтому не стоит отказываться от делегирования полномочий.
Начальные этапы, такие как сбор информации для подготовки очередного проекта, анализ других представителей рынка, создание базы для обзвона.
Функции, которые без труда может освоить любой член команды – к ним относится заполнение каталога интернет-магазина, ввод накладных в базу бухгалтерии. Нужно только показать работнику, что нужно делать, несколько раз его проконтролировать, и дальше задача будет выполняться без участия управленца. Если какой-то вопрос можно решить при помощи чек-листа, его нужно делегировать, предварительно подготовив инструкцию.
Постоянно повторяющиеся задачи, например, рассылка, размещение постов в соцсетях.
Узкоспециализированная деятельность, для осуществления которой нужно пройти дополнительное обучение, либо требуется специалист с особой квалификацией. Директор может сам создать сайт, предварительно пройдя курсы, однако дешевле и быстрее будет пригласить для этого профессионала.
Разовые функции, не предполагающие стратегического влияния. Это может быть организация исследований, учебы, праздника для членов команды.
НЕЛЬ3Я ДЕЛЕГИРОВАТЬ
Ключевые с точки зрения компании вопросы, их конкретный перечень зависит от бизнеса. Это может быть формирование закупок, переговоры с клиентами, проверка финансовых показателей. Именно благодаря делегированию полномочий директор получает возможность посвящать больше времени подобным темам.
Стратегическое планирование, поскольку только руководитель или собственник предприятия точно знает, по какому пути должно идти его детище.
Рискованные проекты, такие как выбор места для открытия нового филиала.
Взаимоотношения с персоналом, ведь именно владелец/руководитель способен оказывать значительное влияние на команду. Настрой людей и их отношение к управленцу формируются благодаря мотивации, вручению грамот, выражению благодарности за вклад в работу. В небольших фирмах именно собственник принимает в команду и увольняет специалистов.
Статусные мероприятия, например встречи с представителями рынка и топ-менеджерами других компаний управленец всегда посещает сам.
#Делегирование
#Руководитель
#Тренинг
#БизнесТренер
#ДенисНежданов