Найти тему

Чтение нот - Золушка музыкальной педагогики!

У семи нянек - дитя без глаза!

Музыкальное чтение - Золушка нашей педагогики.

Традиционное обучение музыке – натужная попытка заставить восприятие работать в ситуации стихийного бедствия. Ни один из элементов этой работы не имеет опоры для подключения других, а собранные вместе, они становятся задачей со многими неизвестными.

  1. Нотное чтение не опирается на привычное и естественное проговаривание – пропевание абстрактных нотных знаков. Новичок должен перескочить сразу к стадии правил. На это способны только исключительно одарённые люди.
  2. В странах «Алфавитной» нотной системы разнонаправленность музыки и клавиатуры легко освоить, проговаривая музыкальный алфавит и азбуку. Вместо этого начинающим предлагают опираться на короткие фразы, закрепляющие порядок нот лишь в одном направлении - every good boy does fine!
  3. Нотный стан в традиционном обучении лишён графических опор для расшифровки нотного чтения. Понимание приходится заменять элементарной зубрёжкой.
  4. Расположение клавиш содержит сразу несколько проблем, и обучение не даёт никаких опор для их решения.
  5. Опора для запоминания белых клавиш - точное восприятие черных клавиш. Но оно еще не сформировано!
  6. Нотные последовательности не опираются на музыкальный алфавит и азбуку. Основа для восприятия белых клавиш - механическое запоминание семи нот октавы в одном порядке. Опора здесь - знание английского алфавита. Это сильно затрудняет прочтение нот в обратном порядке.
  7. Разучивание клавиш оторвано от графики нотного стана, словно эти системы никак не связаны. В результате выучивание клавиш не помогает прочтению нот, а зазубривание нот на помогает освоению клавиш.
  8. Упражнения на развитие координации мало помогают в музыкальном чтении. Они основаны на простых последовательностях и не требуют умения читать текст.

Из за этих методических проколов чтение нот совершенно неудобоваримо для большинства начинающих. В то время как литература стала всеобщим достоянием и распространяется через широкую сеть общего образования, музыкальное чтение, как Золушка, сидит на задворках у злобной мачехи и ждет своего счастливого часа.

Зрение, Слух, Голос и Координация. Что важнее?

-2

Нельзя научиться читать ноты иначе, как с первых же уроков приниматься… за чтение нот.

Мои новички начинают играть обеими руками и читать ноты с листа на самом первом уроке. При этом они совершенно не вникают в разницу  скрипичного и басового ключей, не пытаются различить две и три черных клавиши и найти среднее «до». Они абсолютно не знают нот на нотоносце, понятия не имеют, что такое такты, размер, длительности и какими бывают паузы. Все, что они запоминают –  первый ряд музыкального алфавита: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. Всё остальное им просто не нужно!

Загружая своих учеников всей этой информацией, педагоги забывают главное качество собственного детства: мы учимся, ДЕЛАЯ.

Ходить, говорить, держать ложку, завязывать шнурки, считать и кататься на велосипеде – все это мы научились делать в процессе делания! Никто не сажал нас за парту и не говорил: сейчас я тебя научу, что такое шнурки и как их надо завязывать. Никто не рассказывал нам про устройство ботинка и крепость на разрыв, никто не преподавал схемы узлов. И заметьте, наше умение от этого ничуть не пострадало. Более того, именно поэтому мы и научились что-то делать!

Но одно дело – завязывать шнурки. И совсем другое – читать ноты с помощью и фортепиано, и голоса. Тут задействованы все органы чувств одновременно. Но значит ли это, что мы должны их уровнять и можем одновременно развивать? Конечно, нет!

Исключительно важно раз и навсегда понять, что в этой «связке» является самым важным. И ответ на этот вопрос хорошо виден в повседневной жизни.

Если ребенок еще не стоит на ногах и не умеет даже ползать, какой смысл давать ему указания, куда идти, каким шагом и как быстро? Главная, определяющая способность при обучении - координация. Я видела слепых музыкантов. История знает даже глухих композиторов. Часто приходится видеть, как человек играет, не зная нот. Но нет ни одного пианиста, который бы не владел координацией своих рук и пальцев.

Обучая чтению нот, эффективнее всего опираться на координацию.

Нужно сделать нотный текст легко читаемым. Зрение должно быть опорой для мышц, а не лишним грузом, который лишь добавляет новые трудности.

Самый важный результат и главная цель - скорость прочитывания. От быстроты чтения зависит  понимание, осознание и цельное восприятие произведения - охват смысла слова, предложения, абзаца, видение общей композиции.

Скорость чтения определяет, что именно мы читаем. Если по слогам – осилим только детскую книжку, в которой картинок больше, чем слов. А если бегло – свободно одолеем большие, серьёзные книги.

Быстрота прочтения напрямую связана с уровнем мышления. Скорость чтения не должна отставать от скорости понимания. Музыкальное чтение в этом смысле ничем не отличается от чтения книг. С той лишь разницей, что, читая с хорошей скоростью музыкальный текст, начинающий развивает ещё и слух, и голос.

Самым эффективным для начального обучения будет метод, в котором все восприятия работают сообща, но внимание направляется прежде всего на координацию – работу пальцев и рук. Пока ребёнок не обрёл достаточную координацию, всё его внимание уходит на пальцы и клавиши – и нормальное чтение музыкального текста просто не мыслимо. К счастью, дети быстро осваивают координационные навыки, и при правильном подходе можно освободить больше внимания для нотного текста.

Автор книги "Стать музыкантом? Легко!" Х.Хайнер (Елена Николаева)

Продолжение следует...