Найти в Дзене

Земля в иллюминаторе

Сегодня мы немного пассажиры "Титаника", для которых играет оркестр. Очевидно, что многие спасутся. Многие нет. Вы и сами все понимаете.

И вот звучит музыка ... Одна для всех, а слышим мы разное. Для одних играет "Прощание славянки", и они полны решимости взять на абордаж все айсберги по ходу плавания. Для других Шопен, да-да, тот самый "Ту-104 - самый быстрый самолет, нет его быстрее...". Еще кто-то ищет упоение в нетленной классике. Кто-то в грохоте рока. Кто-то в музыке тишины. Разное слышим...

Сейчас модно ставить подборки вдохновляющих и собирающих человека в раздрае воедино. Не скрою, и у меня был такой порыв, тем более, что я много читаю.

Но решил предложить вам все-то ДВЕ книги на тему космоса. Книги, не про придуманное, а про пережитое.

Рассказы про космос многих авторов, побывавших на орбите, в чем-то невозможно правильные - про смелое покорение во имя интересов страны и про преодоление своих страхов во имя высших целей..

Мне же книги понравились другим. Оторвавшись от Земли, космонавты на своем опыте почувствовали, как важна тонкая связь Человека и его Колыбели - прекрасной планете с красивыми пейзажами, с разнообразием климатических зон, с реками, озерами, морями, океанами, дающими планете свежесть и питание.

Сделал это фото в горах Эльбруса. Где-то там я - черная точка, слившаяся с силуэтами гор. Со временем, как все смертные, я растворюсь в чреве планете, и буду уже не черной точкой на снимке, а набором атомов для нового строительства кого-то и чего-то. А там наверху мерцают навсегда чужие миры. Здесь же НАШ Дом. И сердце мое сладко и немо ныло от любви к Своему Миру!
Сделал это фото в горах Эльбруса. Где-то там я - черная точка, слившаяся с силуэтами гор. Со временем, как все смертные, я растворюсь в чреве планете, и буду уже не черной точкой на снимке, а набором атомов для нового строительства кого-то и чего-то. А там наверху мерцают навсегда чужие миры. Здесь же НАШ Дом. И сердце мое сладко и немо ныло от любви к Своему Миру!

Это опыт нежности к своей Планете. Опыт отсутствия границ. Опыт хрупкости текущего момента. Опыт весьма условного течения времени. Опыт большой космической любви к людям. Книги простые, человеческие, написаны атеистами, но в них Бога больше, чем в иных святых книгах. Мало кто видел Землю со стороны - космонавты видели и каждой клеткой организма чувствовали свою сопричастность к Родному Дому. А потому их любовь к Земле эталонна - нам учиться и учиться любить свою землю-Землю!

Я и сам люблю поснимать места, над которыми пролетаешь на самолете. Вглядываешься в пятна, и пытаешься соотнести с географической картой. Город такой, река такая...Людей не видно вообще, а они есть!

Говорят, большое видится на расстоянии. С высоты не видны границы и конфликтующие люди. С высоты видна только часть планеты, которая пока остается общим домом для всех.

-2

Советую прочитать книгу Алексея Леонова "Время первых. Судьба моя – я сам"…, первого космонавта Земли, вышедшего в открытый космос. Тренировок было много, расчетов, примерного понимания, что будет, но до конца никто не знал, сможет ли тонкая скорлупка скафандра защитить человека от космической радиации. И сможет ли человек вернуться на борт корабля.

"Первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту (я их не помню, но они записались): «А Земля-то круглая». Но вообще-то космос – это, конечно, гармония. Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, «схлопывания» галактик, снятые телескопом «Хаббл», – вот это хаос, и это страшно. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь – это Кент, а в обратную сторону – Рерих. Музыка тоже звучала. На темной стороне Земли, где нет помех, я отчетливо слышал звук своего дыхания и как бьется мое сердце. Эти звуки выстраивались в какое-то музыкальное повествование. Сравнить его можно со звучанием терменвокса, электронными композициями Вячеслава Мещерина", - начинается книга Леонова.

Она, как пособие для начинающего художника. И мне она бесконечно дорога тем, что Леонов все-время пишет о красоте Земли, и не старается вообще "продать" подороже свои злоключения на орбите, тем более, что книга скомпанована специфично - это собранные дочерью космонавта интервью, беседы и рассказы. Иными словами - это не монолит и не сочинение на заданную тему, а мозаика из сцен жизни и мыслей Алексея Архиповича Леонова.

-3

Он вернулся из космоса и стал писать масляными красками. Увлечение до полетов превратилось во вторую серьезную профессию. Посмотрите, как выглядит трос, соединяющий человека и космическую станцию - как пуповина, связывающая Человека с Землей.

Первый космонавт Земли, вышедший в открытый космос.
Первый космонавт Земли, вышедший в открытый космос.

Для космонавта сутки - полтора часа. Это время облета корабля вокруг Земли. За земные сутки космонавты 17 раз наблюдают смену дня и ночи, и все они описывают светораздел, мгновенную смену дня и ночи, как незабываемое явление!

Картина А. Леонова "Над терминатором" передает впечатления от зрелища.

А. Леонов "Над терминатором".
А. Леонов "Над терминатором".

Картина "Над Черным морем" особо символична. Три океана одновременно покоряет человек - Черное море, как внутреннее море бассейна Атлантического океана. Воздушный океан, сквозь который прошла игла ракеты. И безвоздушный океан, в котором парит фигура с тонкой, хрупкой связью Человека и Земли посредством кабеля. Разомкнется эта ниточка, и человек будет вечно мертвым спутником Земли.

Связь Земли и человека парадоксальна. С одной стороны, мозги, данные людям, помогли космонавту выйти за пределы космического тела, отведенного нам для существования и размножения. На картине человек как будто бы велик, он даже, с данного ракурса, перекрывает целое море...

Но что человек без ниточки, тонкой незаметной ниточки, которой мы пришиты к Земле?...

А. Леонов "Над Черным морем"
А. Леонов "Над Черным морем"

Люди любят космическую тему. И историю про Терминатора, робота, который посерийно разный: первая часть - плохой, вторая часть - хороший. То есть все-таки, никакой или примерно такой же, как топор. Можно дрова заготовить, а можно зарубить старушку. Вопрос, в чьих руках программирование и управление. Нравятся нам фантастические фильмы, про Аватар и про Чужих, про Звездные войны. Мы заигрались, думаю.

Глэмпинги на тему постапокалипсиса - как бы шары со стенками-иллюминаторами стали трендом сезона, как строитель подтверждаю: многие заказчики, просто как обнюханные твердят о необходимости строительства такого шарика на участке, чтобы, значит, как бы в тепле и уюте, под защитой стен и стеклянного "забрала" любоваться миром в его суровые минуты. Тема бункерочков, короче, актуальна. Но это тема про спрятаться, а не про спасти мир. Разницу чувствуете?

-7

Вторая книга, которую также посоветую прочитать, от американского астронавта - Майкл «Майк» Джеймс Массими́но "Астронавт. Необычайное путешествие в поисках тайн Вселенной". Он астронавт НАСА с 1996 по 2014 г. Дважды летал в космос: в миссии STS-109 на космическом шаттле «Колумбия» в марте 2002 г. и STS-125 на космическом шаттле «Атлантис» в мае 2009 г. — двух последних экспедициях обслуживания космического телескопа имени Хаббла. Живет в Нью-Йорке, работает преподавателем в Инженерной школе Колумбийского университета и консультантом в Музее моря, воздуха и космоса.

Майкл Массимино не первооткрыватель, как великий Леонов, а человек нового времени, который ладит с космосом с помощью современных гаджетов и трендов.

Как многие американские мальчишки Майкл мечтал о волшебных подвигах, сверхсиле и сверхславе. Мечтал быть Человеком-пауком. Он был зачат в то время, когда весь мир переживал первый полет Гагарина в космос. В семь лет (1969 год) он увидел по телевизору передачу: по Луне шли Нил Армстронг и Базз Олдрин, и это решило всю его последующую судьбу. Все дети играют в летчиков, героев, космонавтов - не все ими становятся. Героические профессии выбирают те редкие люди, которые с детства знают свой Путь. Путь астронавта Массимино был жёстким - у него оказалась специфическая боязнь высоты. А еще плохое зрение и неважная память - он проваливал экзамены.

"Однако упорство и верность мечте сделали свое дело: он не только сумел стать уникальным специалистом в области практической космонавтики, разработав программное обеспечение для роботизированного манипулятора, но и сам дважды слетал на орбиту, приняв участие в миссиях по ремонту телескопа «Хаббл». Более того, сегодня Майкл Массимино — один из тех, кто олицетворяет собой современную космонавтику: он первым придумал писать в Твиттер из космоса и играет самого себя в популярном телесериале «Теория Большого взрыва».", - пишут о нем.

Его книга — это драматическая и мотивирующая история о том, как мечта превращается в реальность, о дружбе и взаимовыручке, о передовой науке и изощренных технологиях. А еще эта книга рассказывает о том, зачем человечеству летать к звездам. Астронавтами не рождаются, ими становятся.

-8

Стиль книги Массимино интригующий, держит все-время в тонусе, читать интересно от первой до последней страницы.

«Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах… Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод».

И эта книга тоже вроде бы про "тернии", сквозь которые проложен путь к "звездам" - Per aspera ad astra, через трудности к триумфу - и так можно понять это выражение.

Но, как и книга Леонова, она рождает в нас вовсе не тягу к тому, что наверху, а о любви к родной Земле.

Может быть, нам всем сейчас срочно нужно почитать такие книги, чтобы понять, как хрупок и раним наш мир, как уникальна и прекрасна наша Планета, которую мы еще имеем шанс сберечь.