Не только «Соблазнов» (Temptations), но и Jackson 5, и еще минимум дюжины групп данного типа.
С 1973 года в карьере Temptations явственно обозначился застой, несмотря на качество альбомов, выпускаемых в срок по расписанию. При всем почтении к профессионализму великой группы, Papa Was A Rolling Stone стал её лебединой песней в коммерческом плане. А черная звезда должна быть богатой и успешной, компенсируя нищету и неволю своих предков.
Тогда-то и пробил час Commodores – зрячих, молодых и динамичных, чье владение многочисленными инструментами не уступало вокальному мастерству стиля soul.
Консервативные Four Tops к тому времени успели покинуть Motown, чьим символом они служили всему миру неповторимых 60-х.
Первый диск Commodores, проиллюстрированный в черно-белом формате, подобно дебютной пластинке Песняров, по качеству и актуальности материала можно сравнить с детищем Найла Роджерса под вывеской Chic. Помог и британский импорт от Пэм Сойер и Глории Джонс, чей гениальный супруг Марк был в ту пору еще жив.
Музыкантам с такой интуицией творческий отпуск был гарантирован минимум на три года, за которые научится копировать их наработки серая скотинка мировой поп-музыки.
Впрочем, инструментальный суперхит Machine Gun мог показаться поклоном Хендриксу, которого откровенно недолюбливали при жизни цветные профессионалы, а Gonna Blow Your Mind, самый метражный трек на в целом не длинной по времени пластинке, копировал фанк-паранойю Уитфилда и Стронга, заведшую Temptations в стилистический тупик.
Номера с интенсивным вокалом перемежали столь же энергичные инструментальные пьесы с колоритной партией от каждого из музыкантов. Подобное чередование не утомляло слушателя характерным саундом Мотауна, который в 70-е оставался так же узнаваем, как и в прошлую декаду, прошедшую под знаком этого супер-лейбла.
Опытный звукорежиссер Кэл Харрис украшал многие композиции электронными спецэффектами, не менее важными для фанка, чем перкуссия и медная группа. Приметными, но не затмевающими музыкальную суть произведения.
В большинстве песен с текстом солировал Лайонел Ричи, еще один поющий саксофонист на Motown Records, помимо Джуниора Уокера, чьи хиты, с вокалом и без, гремели по всему миру, везде, где была потребность в музыке для танцев.
Проталкивание яркого фронтмена в одиночное плаванье – закономерность шоу-бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Как раз в то время, когда «Коммодоры» демонстрировали единство коллектива, Temptations покинули сразу два гиганта – Эдди Кендрикс и Дэвид Раффин.
Сольная карьера Лайонела Ричи оказалась не менее триумфальной, чем пост-битловский период Пола Маккартни. Endless Love, пропетая вдвоем с Дайаной Росс в кино-мелодраме про балеруна-перебежчика, царила в эфире, как в свое время Live and Let Die, знаменуя новую эру красивых баллад для дамской аудитории. Агрессивный, но слаженный фанк 70-х остался в прошлом. При Рейгане Лайонел Ричи сделался респектабельной иконой мещанского стиля. Его пародировал Эдди Мёрфи, а часть винилового тиража Dancin’ on the Ceiling годами продавалась в универмагах союзных республик. И снова, на сей раз в одиночку, филигранный голос Лайонела Ричи звучал на фоне похождений еще одного русского танцора-невозвращенца.
Ну а чем без него занимались «Коммодоры»? – Тем же, что и при нем – модернизацией интонации и ритма сообразно духу и темпу новой эпохи. И, надо отметить, у них это получалось не хуже, чем у Chicago или Hall & Oates. Тогда-то и появился на отечественных прилавках неимоверно современный по саунду United, честно выпущенный фирмой «Мелодия» по лицензии германо-британского лейбла Polydor.
На прощание вернемся в эпоху, когда «Коммодоры» были единым механизмом, когда репертуар молодой группы обогащали именитые Пэм Сойер и Линда Льюис. На фоне доброй дюжины пружинистых треков в стиле фанк тишайшая Three Times a Lady выглядит «дырой в эфире» и воспринимается как почти пустое место. Но – только на первый взгляд. При повторном прослушивании мы сознаем, что не в силах отвести глаз от тихого омута, который так же, в свою очередь, пожирает взглядом жертву своего скромного обаяния. Я испытал это на себе, когда студентка мединститута Авраменко принесла мне сингл, украденный ею в общежитии у африканских студентов.
Смыслово Three Times a Lady продолжает линию A Woman, a Lover, a Friend Джекки Уилсона, а по форме, тональности и настроению находится между We Got Tonight Боба Сигера и арией Гершвина Love Walked In. Ну а мы с вами, как обычно – в сумеречной зоне «Бесполезных ископаемых».
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК
#музыка #фанк #соул #культура #поп-культура #музыкальные альбомы #бесполезные ископаемые