Перед распростертыми на земле юношами возвышалась фигура известного дервиша Хаджи Бекташа. Дервиш простер руку над головой ближайшего, осеняя ее рукавом своего халата, и произнес: "Да будете вы ены черы" (тур. yeniçeri — "новое войско").
Так, по легенде, было положено начало особому корпусу янычар. Именно поэтому от остальных военнослужащих их отличал особый головной убор – белый войлочный колпак со свисающим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав халата Бекташа.
В действительности Бекташ, живший в XIII веке, не имеет прямого отношения к войску, организованному в середине следующего столетия. Этот факт не мешал янычарам видеть в Хаджи Бекташе своего покровителя. Корпус янычар в османских хрониках назывался корпусом Бекташи, янычары — членами братства, а командиры янычар — ага Бекташи.
Если говорить не про легенды, то янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году. Причиной создания была потребность в регулярных пехотных войсках в связи с экспансией Османской империи.
До этого момента армия набиралась лишь во время ведения войны из народных ополченцев. Возглавляли эти войска "беи" находящиеся на службе у султана. Это порождало борьбу беев за власть, да и ополченцы не блистали на поле боя. Мурад I посчитал, что для новой армии нужны были дисциплинированные и верные именно ему воины. Султан придумал в буквальном смысле взращивать "новые кадры". Он повелел периодически, в зависимости от потребностей, производить набор рекрутов из своих владений, населенных христианами, главным образом из Балканских стран. К началу XVI в, такая практика превратилась в обязательную повинность "девширме", (налог кровью), когда каждый пятый мальчик от 8 лет до 14 лет, как правило славянского, албанского, греческого населения Балкан "неволей иль волей" покидал родной дом, обращался в ислам и становился собственностью султана. Забирали не всех подряд. Например, не трогали единственного сына либо слишком болтливых или нескладных мальчиков.
Сначала мальчика отправляли в турецкую семью где-нибудь в провинции для изучения турецкого языка, правил ислама и традиций османского общества. Через несколько лет после завершения этого периода юношей собирали для обучения в столице. Там уже разделяли учеников сообразно их талантам, направляя их на обучение в разных областях. Так их могли обучать быть ремесленниками, строителями, инженерами, лучниками, садовниками и так далее. Большая часть шла обучаться военному делу, чтобы потом стать янычарами.
Обучение проходило в условиях строгой дисциплины и тяжелого труда. Янычар учили считать корпус своим домом и семьей, а султана - своим отцом.
Как выглядели янычары?
Особенностью янычар были усы, ведь носить бороды, как прочим мусульманам, им не дозволялось.
От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак, внутри которого в специальном чехле находилась... ложка. Позже шапки стали делать с высокой медной тульей, украшенной кокардой, в которую можно было вставлять ложку и плюмаж (связку перьев) или эмблему орты (тактического соединения янычар).
В "Повести об Азовском осадном сидении" (1640-1641 гг.) янычар описывают так: "И все у них огненное, платье у полковников янычарских шито золотом, и сбруя у всех у них одинаково красная, словно заря занимается.…А на головах янычарских шишаки, словно звезды светятся".
- А в чем сила, янычар?
Янычары считались главной военной силой Османской империи. Но в чем же причина? Дело в том, что большинство армий Средневековья зачастую состояли из групп воинов, собранных вместе для участия в определенном конфликте. Постоянная армия, такая как янычары, состояла из высококвалифицированных, дисциплинированных и профессиональных солдат, которые имели большое преимущество в бою, о чем свидетельствуют победоносные военные кампании османов в XV веке.
Военная тактика заключалась в том, чтобы после того как конница прорвет вражескую линию разрядить весь боезапас в солдат противника, а затем выстроившись клином, пойти в атаку используя копья, мечи и другое оружие.
В начальный период формирования янычары были опытными лучниками, но они начали использовать огнестрельное оружие, как только оно стало доступно в 1440-х годах. Турецкие мечи – ятаганы были фирменным оружием янычар, почти символом корпуса.
С момента основания число янычар ежегодно росло и, например, при Сулеймане I (1520-1566 гг.) уже достигало 20 000 человек.
Весь корпус, называемый "оджак", подразделялся на "орты", жившие в казармах - "одах" (переводится как "очаг"). В отличие от современной армии, количество янычар в ортах сильно отличалось - их могло быть от ста и до тысячи.
Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Им по выбору самих янычар становился человек, прошедший все янычарские должности начиная с низших. Ага был одним из самых важных чиновников в империи. В придворной иерархии он занимал место чуть ниже основных визирей (министров), но выше других военачальников. С XVI века ага стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах обычно погибал первым.
Священный...котёл
Каждый военный корпус янычар обладал котлом, который не только выполнял свое прямое предназначение в виде приготовления пищи, но и был их священным символом. Существовала легенда, что покровитель янычар – Хаджи Бекташи якобы подарил "новому войску" украшенный золотом и драгоценными камнями котел, с той поры и пошло почитание данного предмета кухонной утвари.
Котел обязательно брали с собой в каждый поход, а утратить его или отдать врагу было недопустимым. При этом у каждой орты был свой котел, выполняющий роль аналогичную европейскому знамени. В походе котел несли как священную реликвию перед ортом, а на ночь устанавливали в центре лагеря под охраной.
Янычары питались на собственное жалование, но в мирное время каждую пятницу после молитв и прославления султана солдаты принимали от правителя еду, тем самым принимая его покровительство.
Но когда янычары были чем-то крайне недовольны, они могли опрокинуть котел, что означало, что они отвергают покровительство султана, а значит, началось восстание.
Мы не рабы, рабы не мы?
Янычары были военной элитой Османской империи, но каков же был их социальный статус? Янычары образовывали свой особый социальный класс, они назывались капыкулы "рабы Порты", ни свободные, ни обычные рабы (келе). С детства они считались пленниками султана и не могли распоряжаться своей жизнью. Обучение, тренировки, труд были обязательны для всех. Взрослым янычарам запрещалось жениться и заводить детей и приобретать имущество до выхода на пенсию. Проживать они должны были в казармах.
При этом они жили на государственном обеспечении и могли построить военную карьеру, либо даже получить государственный пост. Им платили жалование и при выходе на пенсию они получали содержание. Еще одной сомнительной, но существующей привилегией был способ казни для янычар – удушение (равно как и для знати того времени).
Стоит отметить, что с течением времени указанные ограничения смягчались. Например, с XVI века янычарами могли стать не только пленные дети, но и дети самих янычар, либо же просто желающие построить военную карьеру. Янычарам даже разрешили торговать и владеть имуществом, но об этом будет рассказано во второй, завершающей части статьи про янычар.
- Война являлась основным ремеслом янычар, наградой была военная добыча, ради которой совершались акты самой беспощадной жестокости. Грабеж, сопровождавшийся зверствами, был нормой для военных действий всего османского войска. Как верно отметил советский историк В. В. Мавродин в предисловии к изданию на русском языке "Книги путешествия" Эвлии Челеби, для автора, описывающего действия османской армии, проявление жестокости и есть воинская доблесть. Точно так же жестокость была нормой и для воинских деяний янычар, которые убивали безоружных людей ради добычи, ради грабежа их имущества. Христианская Европа была прекрасно знакома с янычарами, и именно здесь в литературе утвердился образ жестокого, фанатичного, профессионального воина-пехотинца.
- Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Янычары исповедовали ислам но в упрощённой обрядовой форме (например, они освобождались от пятикратного намаза, поста в месяце Рамазан, паломничества в Мекку и т.п., что было очень удобно для воинов).
- У янычар существовал свой "военный оркестр" - Мехтер, который исполнял различные марши и даже мог передавать команды на разные фланги армии с помощью определенных сигналов. Более того, считается, что музыка янычар оказала влияние на европейских классических музыкантов, таких как Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, оба из которых сочиняли музыку в турецком стиле. В качестве примера можно привести фортепианную сонату №11 Моцарта и заключительную часть симфонии №9 Бетховена.
Благодарю за прочтение!
Вторая часть о восстаниях янычар и завершении их истории по ссылке ниже: