Вячеслав Николаевич Ли родился в Казахстане, в городе Акмолинск, сейчас это город Астана.
Окончил Казахский государственный университет, затем Ленинградский государственный университет, физические факультеты. Защитил кандидатскую диссертацию, написав научную работу на невероятную тему: «Изотопно-спектральный анализ определения углерода в высокочистых веществах и материалах». Получил степень Phd. Много лет посвятил науке, и жаждал продолжения этой деятельности. Но судьба распорядилась иначе. Вячеслав стал преподавателем, построил успешную карьеру педагога, был ректором частного ВУЗа и директором частного колледжа.
Но это профессиональная сторона жизни Вячеслава Ли. Есть и другая грань его натуры – творческая.
С самого детства Вячеслав рисовал. Его отец в молодости увлекся живописью и стал вполне успешным художником-любителем, выполнявшим хорошие портреты на заказ. Вячеславу передалась от отца тяга к искусству, и он параллельно с Новосибирской физмат школой окончил художественную школу.
Президент США в день благодарения проводит торжественную церемонию помилования индейки в виде полушутливого признания роли индейки и роли милосердия. И на полотне Вячеслава помилованная индейка устремляется ввысь, по пути срывая факел со статуи Свободы. Здесь зашифрованы аллегории: спасательный круг, сёрфингист и огромный яичный желток, к которому несут потоки ветра опьяненную свободой индейку.
Получив образование физика, Вячеслав продолжал интересоваться живописью и периодически так складывались обстоятельства, что Вячеслав близко общался с профессиональными художниками, даже помогал им с организацией выставок в 1992-1994 годах.
Но сам всерьез взялся за краски только когда вышел на пенсию. В 2021 году он «прибился» к артели профессиональных художников и стал создавать свои работы. Знакомство с киргизским художником, доброжелательно воспринявшим работы Вячеслава, вдохновило его, дало толчок перейти на большой формат и начать принимать участие в выставках.
Вячеслав открыл для себя Евразийский Художественный союз, стал участвовать во многих проектах и занимать призовые места.
Весенний променад Птицеподобное существо вышло на прогулку со своим другом – Рыбой, который умеет летать, но не высоко и не далеко. Они встречают Женщину. В руках у нее аквариум – аллегория земного шара, хрупкого, как стекло. И поза женщины – транслирует желание привлечь внимание. Но в то же время, она опирается на неустойчивый снаряд эквилибриста - трость-стоялку, и может в любой момент потерять равновесие и разбить свой ценный груз.
"Доставка весны" – ниже уровня солнца еще водят хоровод вокруг снеговика, к которому прилепились шары коронавируса. Пара хамелеонов в любовной позе и язык – разделительная полоса между сезонами и путь радостного доставщика еды, которых очень много появилось в период пандемии. Дрон-сейф, набитый деньгами, парящий в недоступной высоте летящий среди птиц, покидающих насиженные места. И внизу – метафора милитаризма, застывшего в раздумьях над арбузом – земным шаром. Работа написана в 2021 году - опрокинутая шахматный король и торжествующая пешка...
У Вячеслава был близкий друг - одинокий художник и скульптор, у которого были только кот и пес. Работа написана под впечатлением от смерти друга. Это тоска, с которой собака смотрит на фотографию любимого хозяина, которого больше нет, и никогда не будет. И напряженная поза кота, вроде бы независимого, того, кто «гуляет сам по себе», но в то же время, испытывающего дискомфорт от потери настоящего Друга.
Многие работы Вячеслава имеют глубокий политизированный смысл. А некоторые даже предсказывают ближайшее будущее.
Работа – иносказание и аллегория, насыщенная знаками и символами. Существо – диктатор, удушающий дельфина-олененка, под ним технологический элемент – как символ будущего, с намеком на летающую тарелку. Сама Хищница, словно продолжение образов Иерони́ма Босха, плодит гадов и творит бесчинства. Зло и жестокость порождает уродство. Летящие по небу женские груди – метафора извращенного современного западного отношения к полам и отказа от материнства.
Корона. Центральная часть триптиха. Это работа – предсказание. Ее Вячеслав написал на стыке 2021 и 2022 г. Олицетворение происходящих вокруг перемен после пандемии и сложной политической обстановки в мире. За столом собрались земноводные, птицы и странные личности, антропоморфное существо принесло Рыбу, которая сама не может прийти, но тоже любит власть. Все жаждут власти и целятся вцепиться в корону, лежащую в центре стола. Один из них держит игральные карты – то ли раскинуть партию и выигрышем решить, чья возьмет, то ли просто отвлечь внимание конкурентов.
Живописная реакция – аллегория на события в Алма-Ата – «Январские протесты». Непонятный смысл поднятых протестов и странная смена власти выразились в живописном полотне Вячеслава. Птицеподобное существо мягким опахалом разгоняет летящие на него женские груди. Аллегория нездорового влияния извне и зашифрованные смысловые символы: компьютер – отключение интернета и сбой безнала; мышка в виде сплющенного коронавируса – вроде отступила пандемия, но не ушла; рыба – молчаливая вялая поддержка, мягкое опахало – символ смены власти указами и распоряжениями, без большого кровопролития.
"Всадник в потоке" – картина-пророчество. Вячеслав написал ее в 2021 году, за год до произошедших сейчас событий. Это аллегория Европы, по которой скачет Всадник апокалипсиса на сером волке. В руках вместо цветка – факел газовой горелки, вокруг – разрозненные пасторальные европейские пейзажи и птицы, оберегающие семейные очаги и множество других зашифрованных символов. Поток Nord Stream – пробит, из него вместо газа льется кровь.
Автор текста: Алена Ковалева
Евразийский Художественный Союз (ЕХС), секция "Искусствоведение"
Сайт ЕХС: www.eurasianartunion.com
Вступить в союз: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
Любой желающий может обратиться к нашим искусствоведам и на коммерческой основе заказать профессиональную рецензию о своем творчестве, проекте или серии работ на выставку.
Заказать рецензию: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/post