Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Как устроен древнерусский храм. Часть 3

Оглавление

Издревле храм считался домом Бога на земле. Поэтому каждую его деталь наделяли особым смыслом, который отражал священную историю и идеи Нового Завета. Читайте, как появился крестово-купольный храм, почему он состоит из трех частей и стоит алтарем на восток, зачем нужен иконостас и какие древние храмы можно увидеть сегодня в России.

Как фрески показывают сакральное устройство мира

Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Внутри стены и своды древнерусского храма расписывали фресками. Его внутреннее пространство отражало священное устройство ми­ра. Верхняя часть храма символизировала духовное небо. Поэтому в центральном куполе помещали образ Христа Вседержителя — Владыки мира, который в левой руке держит книгу, а правой благословляет. А на парусах — элементах, на которых держится купол, — изображали четырех евангелистов.

Александр Маковский. Роспись церкви Спаса в Нередице в Новгороде (фрагмент). 1913. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад, Московская область
Александр Маковский. Роспись церкви Спаса в Нередице в Новгороде (фрагмент). 1913. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад, Московская область

Нижняя часть храма, напротив, олицетворяла земной мир. Поэтому с юго-восточной стены по часовой стрелке располагали сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображали мучеников, святителей и преподобных.

Федор Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Верующий мог читать православный храм, как Библию. Фрески на южной и северной стенах показывали события священной исто­рии Ветхого и Нового Заветов. На запад­ной стене, над входом, находились картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде были посвящены Причастию, в котором участвуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли узоры — растительный и геометрический.

Какие древнерусские храмы сохранились до наших дней

Церковь Бориса и Глеба, Кидекша, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Церковь Бориса и Глеба, Кидекша, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»

Самый древний белокаменный храм в центре России — церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Ее построили в 1152 году в резиденции князя Юрия Долгорукого недалеко от Суздаля. Такие лаконичные одноглавые крестово-купольные храмы называли «богатырями» и в XII–XIII веках возводили по всей Руси.

Церковь Спаса на Нередице, Новгородская область. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Церковь Спаса на Нередице, Новгородская область. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»

По такому же принципу построили и церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. Искусствовед Игорь Грабарь называл ее «самым совершенным храмом, созданным на Руси». Однако такая стройность и изящность были присущи многим храмам Владимиро-Суздальской земли. Также там часто использовали растительные и животные орнаменты. Так, фасад Дмитриевского собора во Владимире украшают многочисленные фигуры святых, зверей, птиц и растений, которые в 1194–1197 годах мастера вырезали из известняка.

А вот новгородские и псковские зодчие, наоборот, почти не украшали стены орнаментами. Они возводили строгие, лаконичные храмы. Их строили из отдельных известковых глыб, а потом обмазывали раствором, чтобы камень не выветривался. Так стены становились неровными, а строения казались рукотворными. Например, церковь Спаса на Нередице словно вылепили из пластилина. У нее широкий барабан, а из украшений — только окна, бегунец и поребрик под куполом.

Автор: Дарья Мартыненко