Издревле храм считался домом Бога на земле. Поэтому каждую его деталь наделяли особым смыслом, который отражал священную историю и идеи Нового Завета. Читайте, как появился крестово-купольный храм, почему он состоит из трех частей и стоит алтарем на восток, зачем нужен иконостас и какие древние храмы можно увидеть сегодня в России.
Как фрески показывают сакральное устройство мира
Внутри стены и своды древнерусского храма расписывали фресками. Его внутреннее пространство отражало священное устройство мира. Верхняя часть храма символизировала духовное небо. Поэтому в центральном куполе помещали образ Христа Вседержителя — Владыки мира, который в левой руке держит книгу, а правой благословляет. А на парусах — элементах, на которых держится купол, — изображали четырех евангелистов.
Нижняя часть храма, напротив, олицетворяла земной мир. Поэтому с юго-восточной стены по часовой стрелке располагали сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображали мучеников, святителей и преподобных.
Верующий мог читать православный храм, как Библию. Фрески на южной и северной стенах показывали события священной истории Ветхого и Нового Заветов. На западной стене, над входом, находились картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде были посвящены Причастию, в котором участвуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли узоры — растительный и геометрический.
Какие древнерусские храмы сохранились до наших дней
Самый древний белокаменный храм в центре России — церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Ее построили в 1152 году в резиденции князя Юрия Долгорукого недалеко от Суздаля. Такие лаконичные одноглавые крестово-купольные храмы называли «богатырями» и в XII–XIII веках возводили по всей Руси.
По такому же принципу построили и церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. Искусствовед Игорь Грабарь называл ее «самым совершенным храмом, созданным на Руси». Однако такая стройность и изящность были присущи многим храмам Владимиро-Суздальской земли. Также там часто использовали растительные и животные орнаменты. Так, фасад Дмитриевского собора во Владимире украшают многочисленные фигуры святых, зверей, птиц и растений, которые в 1194–1197 годах мастера вырезали из известняка.
А вот новгородские и псковские зодчие, наоборот, почти не украшали стены орнаментами. Они возводили строгие, лаконичные храмы. Их строили из отдельных известковых глыб, а потом обмазывали раствором, чтобы камень не выветривался. Так стены становились неровными, а строения казались рукотворными. Например, церковь Спаса на Нередице словно вылепили из пластилина. У нее широкий барабан, а из украшений — только окна, бегунец и поребрик под куполом.
Автор: Дарья Мартыненко