Найти тему

Во весь рост: новая стратегия развития отечественного автопрома.

Оглавление

Стратегия развития российского автопрома до 2035 года опубликована в августе. Куда, к каким целям, и каким образом теперь направляют отечественную автомобильную промышленность?

Разработку новой стратегии стоит считать ответом на санкционный удар, который получило и машиностроение, и вся экономика России. По мнению разработчиков, новая стратегия обеспечит отечественному автопрому не только выживание, но и поможет восстановиться. Насытит большую часть национального автомобильного рынка продукцией собственного производства и обеспечит технологическую независимость. В дополнение ожидается увеличить вклад в экономику страны.

Как разработчики планируют добиться важных претенциозных целей и какова конкретика задач, поставленных российской автомобильной отрасли, давайте разбираться.

-2

Что сменила новая стратегия?

Для начала вспомним на смену чему пришла новая стратегия развития автопрома. Заменяет она стратегию, которая появилась в 2018 году, сроком на 7 лет. Специалисты и эксперты считают, что прошлая стратегия в большей степени была нацелена на замещение отечественной продукции зарубежной.

Почему?

В прошлой стратегии выпуск на одной платформе менее 500 тысяч российских легковушек, менее 70 тысяч малотоннажников и тяжёлых грузовиков признавался нецелесообразным. Показатели ведущих автозаводов России не имели и близких объёмов изготовления. Например, основной производитель крупнотоннажных грузовиков, Камский автозавод, не производил за последние годы и половины желаемого объёма в 70 тысяч автомобилей.

-3

Это подводило к плавному переходу на зарубежные платформы.

События февраля 2022 показали нецелесообразность дальнейшего следования стратегии развития автопрома 2018 года. Санкции, технологическая изоляция и бегство зарубежных компаний, которые твердили, что «российский рынок очень важен для нас» потребовали разработки новой стратегии развития отечественного автопрома.

Чего хочет правительство? 4 главные задачи новой стратегии развития автопрома.

1. Насыщение и удовлетворение потребностей отечественного автомобильного рынка, за счёт производства 80% продукции на местной базе.

2. Технологическая независимость российского автопрома.

3. Увеличение вклада национальной автомобильной промышленности в экономику России.

4. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Амбициозные и правильные задачи, жаль, что они не стали ведущими в прошлых принимаемых стратегиях, в 2010, и в 2018. Из-за перехода российской автомобильной отрасли к использованию зарубежных платформ к 2022 году весомая часть российских производителей автокомпонентов и запчастей обанкротились или вырабатывают мощности ещё советских времён. Поэтому, чтобы обеспечить локализацию продукции на 70-80% нужно будет приложить титанические усилия.

-4

Три варианта динамики авторынка до 2035 года.

  1. Базовый. Рынок составляет 800 тысяч автомобилей уже в текущем году. К 2026 году возрастает до 1,7 миллионов автомобилей.
  2. Пессимистический. Рынок составляет 1,3 миллиона автомобилей.
  3. Оптимистический. До 2025 года рынок развивается по базовому сценарию с дальнейшим ростом рынка до 3 миллионов к 2032 году.

Сегодня 80% авторынка России пока заняли машины из Китая, как будут развиваться предполагаемые сценарии будем наблюдать.

-5

Как реализовывать поставленные задачи?

В стратегии есть минимум три пункта, вызывающих ряд вопросов.

  1. Инструменты и задачи новой стратегии прописаны нечётко и поверхностно. Пункты начинаются со слов «стимулировать», «обеспечить».
  2. Точка контроля промежуточных результатов назначена в 2025-м году. То есть следующий этап сверки всё ли идёт по плану, аж 2035 год, когда стратегия заканчивает своё действие?
  3. Мониторинг исполнения стратегии осуществляет Минпромторг. Ему, по сути, предстоит контролировать самого себя?

Такой подход затруднит реализацию поставленных целей и может оказаться неэффективным.

-6

Итог.

Новая стратегия, несмотря на все спорные моменты, первая правильная концепция развития, которая нацелена на интересы России и российского бизнеса.

Если задачи стратегии будут выполнены — это станет началом важного пути развития эффективного отечественного автопрома.