Стратегия развития российского автопрома до 2035 года опубликована в августе. Куда, к каким целям, и каким образом теперь направляют отечественную автомобильную промышленность?
Разработку новой стратегии стоит считать ответом на санкционный удар, который получило и машиностроение, и вся экономика России. По мнению разработчиков, новая стратегия обеспечит отечественному автопрому не только выживание, но и поможет восстановиться. Насытит большую часть национального автомобильного рынка продукцией собственного производства и обеспечит технологическую независимость. В дополнение ожидается увеличить вклад в экономику страны.
Как разработчики планируют добиться важных претенциозных целей и какова конкретика задач, поставленных российской автомобильной отрасли, давайте разбираться.
Что сменила новая стратегия?
Для начала вспомним на смену чему пришла новая стратегия развития автопрома. Заменяет она стратегию, которая появилась в 2018 году, сроком на 7 лет. Специалисты и эксперты считают, что прошлая стратегия в большей степени была нацелена на замещение отечественной продукции зарубежной.
Почему?
В прошлой стратегии выпуск на одной платформе менее 500 тысяч российских легковушек, менее 70 тысяч малотоннажников и тяжёлых грузовиков признавался нецелесообразным. Показатели ведущих автозаводов России не имели и близких объёмов изготовления. Например, основной производитель крупнотоннажных грузовиков, Камский автозавод, не производил за последние годы и половины желаемого объёма в 70 тысяч автомобилей.
Это подводило к плавному переходу на зарубежные платформы.
События февраля 2022 показали нецелесообразность дальнейшего следования стратегии развития автопрома 2018 года. Санкции, технологическая изоляция и бегство зарубежных компаний, которые твердили, что «российский рынок очень важен для нас» потребовали разработки новой стратегии развития отечественного автопрома.
Чего хочет правительство? 4 главные задачи новой стратегии развития автопрома.
1. Насыщение и удовлетворение потребностей отечественного автомобильного рынка, за счёт производства 80% продукции на местной базе.
2. Технологическая независимость российского автопрома.
3. Увеличение вклада национальной автомобильной промышленности в экономику России.
4. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке.
Амбициозные и правильные задачи, жаль, что они не стали ведущими в прошлых принимаемых стратегиях, в 2010, и в 2018. Из-за перехода российской автомобильной отрасли к использованию зарубежных платформ к 2022 году весомая часть российских производителей автокомпонентов и запчастей обанкротились или вырабатывают мощности ещё советских времён. Поэтому, чтобы обеспечить локализацию продукции на 70-80% нужно будет приложить титанические усилия.
Три варианта динамики авторынка до 2035 года.
- Базовый. Рынок составляет 800 тысяч автомобилей уже в текущем году. К 2026 году возрастает до 1,7 миллионов автомобилей.
- Пессимистический. Рынок составляет 1,3 миллиона автомобилей.
- Оптимистический. До 2025 года рынок развивается по базовому сценарию с дальнейшим ростом рынка до 3 миллионов к 2032 году.
Сегодня 80% авторынка России пока заняли машины из Китая, как будут развиваться предполагаемые сценарии будем наблюдать.
Как реализовывать поставленные задачи?
В стратегии есть минимум три пункта, вызывающих ряд вопросов.
- Инструменты и задачи новой стратегии прописаны нечётко и поверхностно. Пункты начинаются со слов «стимулировать», «обеспечить».
- Точка контроля промежуточных результатов назначена в 2025-м году. То есть следующий этап сверки всё ли идёт по плану, аж 2035 год, когда стратегия заканчивает своё действие?
- Мониторинг исполнения стратегии осуществляет Минпромторг. Ему, по сути, предстоит контролировать самого себя?
Такой подход затруднит реализацию поставленных целей и может оказаться неэффективным.
Итог.
Новая стратегия, несмотря на все спорные моменты, первая правильная концепция развития, которая нацелена на интересы России и российского бизнеса.
Если задачи стратегии будут выполнены — это станет началом важного пути развития эффективного отечественного автопрома.