В чем «тайна»? Просто в том, что Пантеон — «храм всех богов» — в Риме построен 1900 лет назад и 1900 лет стоит. Без капитального ремонта. За этот срок здание понесло ущерб, но — рукотворный. Уничтожены были мраморная облицовка снаружи и лепнина внутри. Позолоченную бронзу с крыши ещё варвары обдирали, — неоднократно, последний раз в XVII веке. Были повреждены и заменены на взятые из других римских построек колонны портика. Стены же, как и купол диаметром 43.2 метра, простоят ещё 1900 или даже 19000 лет. Ни погода, ни сейсмические толчки, — такой силы, какую они могут иметь в Риме, — вреда им не причиняют.
Построен же Пантеон из кирпича и бетона. Проблема «высоких утраченных технологий» в данной публикации затрагиваться не будет. Какие у римлян были, теми они и пользовались, сооружая колоссальный купол.
Купол — литой. Ну как «литой»? Монолитный. Отливка всего сразу потребовала бы сооружения опалубки, нижняя часть которой не выдержала бы давления жидкого бетона. Как следствие, купол заливался кольцами уменьшающегося диаметра. Опорой же для кольцевых отливок, пока они не схватятся, служила видимая изнутри сетка из кирпича.
То есть, внутри бетонного купола и ранее него был построен купол кирпичный, — ажурный для уменьшения веса. Сейчас бы использовали стальные конструкции, но именно до железобетона римская наука не дошла.
Почему кружево было сплетено из кирпича, а не более прочного камня? Из камня — не получилось бы. Ибо отношение собственного веса к прочности у кирпича лучше. Арка с запорным камнем оказалась бы громоздкой, давящей и недостаточно надёжной. Используемый при кладке цемент проникает в кирпичи, в каменные же брусья не проникает.
Но венчает, при этом, всё сооружение кольцо именно из камня. Окулюс — световое окно в куполе, — окружено кольцом не из бетона, а из пемзы. Для уменьшения веса. Само по себе оно уже нагрузок не несёт.
В связи с потрясениями мирового порядка и платформы каналу требуется поддержка: ЮMany 4100 1168 3178 5907
...И, кстати, об окулюсе. Подобно многим древним сооружениям, Пантеон имеет астрономическую ориентацию, пропуская между световым окном и входом луч света в весеннее равноденствие. Дизайн же здания носит отпечаток Пифагорейской нумерологии, со знаменателем 28 — таково, например, количество кирпичных арок, — одновременно числом лун в пифагорейском году и совершенным числом, равным сумме собственных делителей.