Найти тему
Муравленко 24

Двенадцать шрамов войны

Оглавление

Виктор Ломанн вспоминает своего деда-фронтовика с глубоким уважением

Почти сорок лет было многодетному отцу, когда началась Великая Отечественная война. Не иначе, родился он под счастливой звездой.

Ушел Кузьма Васильевич Катков из родного села на фронт в сентябре 1941-го, вернулся в 1944-м. И пусть на теле солдата почти не осталось места, не поврежденного пулей или осколком, ему посчастливилось вернуться к своей семье – вырастить дочерей, увидеть появление долгожданных внуков, успеть подержать их на руках.

Герой трёх войн

Кузьма Васильевич Катков из родного села на фронт в сентябре 1941-го, вернулся в 1944-м.
Кузьма Васильевич Катков из родного села на фронт в сентябре 1941-го, вернулся в 1944-м.

– Всего у моего деда Кузьмы Васильевича было 11 детей, из них выжили только четыре дочери. Самая младшая – моя мама, родилась в 1940 году. О том, что дедушка прошел не одну войну, я слышал с раннего детства. Мама с сестрами часто рассказывали о боевом прошлом своего отца. А вот моя бабушка Анна Григорьевна, жена деда, о периоде разрухи, разлук и лишений вспоминать не любила. К огромному сожалению, самого деда я совсем не помню. Он умер, когда мне не было еще и трех лет, – поделился с редакцией внук ветерана. – Еще в Гражданскую дед служил в рядах Первой конной армии под командованием легендарного Семёна Будённого. В свое время о буденновцах знал каждый советский ребенок. Позже в жизни моего дедушки были еще две войны – Советско-финляндская и Великая Отечественная. Три долгих года провел он на передовой, в самом пекле сражений. В 1944 году после многочисленных ранений был комиссован по инвалидности. Домой наш фронтовик вернулся с неработающей правой рукой и кучей болячек в придачу. Проходят десятилетия, но дед по-прежнему в наших сердцах, и память о нем передается следующему поколению семьи.

В доме деда. В центре Виктор Ломанн, слева в тёмном платке вдова А. Г. Каткова. Посёлок Нарышево, Башкирская АССР, 1975–1976 гг. / Фото: личный архив Виктора Ломанна
В доме деда. В центре Виктор Ломанн, слева в тёмном платке вдова А. Г. Каткова. Посёлок Нарышево, Башкирская АССР, 1975–1976 гг. / Фото: личный архив Виктора Ломанна

«Говорящие» медсправки

Кузьма Васильевич Катков был призван Шенталинским РВК Куйбышевской области 9 сентября 1941 года. Уже через неделю вчерашний колхозник бил врага на действующем фронте, а 22 сентября получил первое из своих многочисленных ранений. В декабре 1942-го не привыкшего прятаться за спинами товарищей бойца настигло второе, а в марте 1943-го – третье ранение. О них рассказывает целая пачка медицинских справок из госпиталей, в которых Кузьма Васильевич лежал по два-три раза в год. Документы эти, бурые от засохшей на них солдатской крови, до сих пор хранятся у его потомков.

Чуть позже в составе 5-го танкового корпуса солдат отбыл на Западный фронт. Долго воевать не пришлось. Справка из эвакогоспиталя № 1892, располагавшегося в городе Вязники Ивановской области, датирована апрелем 1943 года. Там младший сержант 44-го стрелкового полка Кузьма Катков восстанавливался после «слепого осколочного ранения левого бедра и касательного осколочного ранения кисти правой руки».

В августе того же года фронтовик получил осколочное ранение в грудь. Уже через десять дней врач эвакоприемника написал: «Раны зарубцевались, осколок удален, общее состояние в норме. Выписан в батальон выздоравливающих на пять дней».

Не останавливали ни пули, ни осколки

Во вторую годовщину своего пребывания на действующем фронте – в сентябре 1943 года – уже командир отделения 5-й стрелковой роты 39-го пушечного артиллерийского полка РГК 10-й армии Западного фронта младший сержант Катков был представлен к медали «За отвагу».

Бурые от засохшей солдатской крови справки до сих пор хранятся у потомков Кузьмы Каткова / Фото: личный архив Виктора Ломанна
Бурые от засохшей солдатской крови справки до сих пор хранятся у потомков Кузьмы Каткова / Фото: личный архив Виктора Ломанна

Храбрый фронтовик, никогда не прятавшийся за спинами товарищей, еще не раз был ранен на поле боя, но всегда возвращался в строй, чтобы продолжать гнать врага с родной земли. Казалось, ни пули, ни осколки не могли остановить этого яростного напора. Однако медики посчитали иначе. Кроме медицинских справок в семье сохранилось свидетельство об освобождении Кузьмы Каткова от воинской обязанности. «...По освидетельствованию 29 июня 1944 года комиссией при эвакогоспитале № 1028 признан негодным к несению воинской обязанности с исключением с учета по группе II ст. 49 расписания болезней приказа НКО ССР 1942 года № 336 и снят с воинского учета. Подлежит переосвидетельствованию...»

Икона, которая была с Кузьмой Катковым на всех войнах Фото: личный архив
Виктора Ломанна
Икона, которая была с Кузьмой Катковым на всех войнах Фото: личный архив Виктора Ломанна

В 1955 году Кузьма Васильевич был признан инвалидом III степени без дальнейшего переосвидетельствования. Боевые ранения, без сомнения, сказались на здоровье ветерана. Он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 70 лет.

Юлия Сидарюк