Найти в Дзене

Контр-адмирал, наставник царских детей, мемуарист. Из биографии Дмитрия Сергеевича Арсеньева (1832-1915)

Дмитрий Арсеньев, происходил из дворян Московской губернии, он родился в семье Сергея Николаевича Арсеньева и Надежды Васильевны, урожденной Камыниной. В семье было ещё три мальчика и одна девочка. Детство Дмитрий провёл в Москве, в доме деда В.Д. Камынина на Большой Садовой улице, 3 и в можайском имении Преображенское-Горячкино, что в шести верстах от Бородинского поля. Позднее и он и братья писали, что без трепета сердечного они не могут вспоминать об этом родовом гнезде, связанном со множеством дорогих им событий. В 1839 г. родители и дети Арсеньевы были в числе тех, кто встречал многочисленных гостей, прибывших на открытие памятника героям Бородинской битвы на Шевардинском редуте. Военные маневры в честь годовщины сражения русской армии с войсками Наполеона столь напоминали памятные моменты Бородинского боя, что присутствующие женщины падали в обморок. Старший брат Дмитрия Василий так вспоминал об этом знаменательном дне: «Впечатления наши детские, полученные от вида военных эволюц

Дмитрий Арсеньев, происходил из дворян Московской губернии, он родился в семье Сергея Николаевича Арсеньева и Надежды Васильевны, урожденной Камыниной. В семье было ещё три мальчика и одна девочка. Детство Дмитрий провёл в Москве, в доме деда В.Д. Камынина на Большой Садовой улице, 3 и в можайском имении Преображенское-Горячкино, что в шести верстах от Бородинского поля. Позднее и он и братья писали, что без трепета сердечного они не могут вспоминать об этом родовом гнезде, связанном со множеством дорогих им событий. В 1839 г. родители и дети Арсеньевы были в числе тех, кто встречал многочисленных гостей, прибывших на открытие памятника героям Бородинской битвы на Шевардинском редуте. Военные маневры в честь годовщины сражения русской армии с войсками Наполеона столь напоминали памятные моменты Бородинского боя, что присутствующие женщины падали в обморок. Старший брат Дмитрия Василий так вспоминал об этом знаменательном дне: «Впечатления наши детские, полученные от вида военных эволюций, были, понятно, сильные<…>. Движение целых полков по горам и долинам было зрелищем, превышавшим обыкновенные разводы, нами когда-либо виденные; а нас одели в форменные военные шинельки. <…> Сестра Геня, имея от роду лет 5, не отходила от военных посетителей, <…> угощенья им делаемые, были хлебосольством немало стоившим<…>впрочем было такое время, что дворянство не знало состояния своего, никто почти не обращал никакого внимания на свои бюджеты».

Вскоре Николай I распорядился приобрести для себя рядом с Горячкиным удельное имение, которое стало называться Бородино. Так Арсеньевы оказались соседями великокняжеского владения.

Отец семейства С.Н. Арсеньев (1801-1860) вначале служил при московском генерал-губернаторе, затем ряд лет был чиновником особых поручений, занимался инспектированием дорог и почтовых станций в провинции (Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Минской, Могилевской, Орловской, Подольской, Псковской, Санкт-Петербургской и Черниговской губерний). Сергей Николаевич Арсеньев входил в окружение Н.И. Новикова. Был почётным смотрителем Можайского уездного училища (1828–1835). Владел усадьбами в Ярославской и Костромской губерниях, а также близ г. Харькова в окрестностях Славянска. Подмосковное имение Преображенское-Горячкино он получил в приданое за своей супругой.

Его жена Надежда Васильевна (1804-1855) - писательница, переводчица и поэтесса. Состояла в переписке с А.С. Хомяковым и Е.П. Ростопчиной, которая считала ее своей наставницей в поэтическом творчестве. Н.В. Арсеньева была очень религиозна, она дружила с игуменьей Спасо-Бородинского монастыря Марией, в миру Маргаритой Тучковой, супругой Александра Тучкова, геройски погибшего во время Бородинского сражения.

Мать семейства сама руководила воспитанием своих детей. По совету сестер Солнцовых она пригласила к мальчикам гувернером месье Пайена, бывшего наполеоновского солдата, живого свидетеля войны 1812 г. Он обучал детей французскому языку, началам математики и географии. Пайен оставался в семье Арсеньевых до конца дней.

Достигнув десятилетнего возраста, Дмитрий вместе с братом Николаем был помещен в Морской корпус, а по его окончании, как один из лучших учеников оставлен в офицерских классах. В начале 1850-х гг. Дмитрий Арсеньев ходил в плавание в эскадре великого князя Константина Николаевича. Арсеньев успешно по карьерной лестнице: в 1853 г. – флота лейтенант, в 1854 г.- командир дивизиона четырех канонерских лодок в Рижской флотилии; в следующем году – командир парохода «Фонтанка» и адъютант управляющего Морским министерством; тогда же был переведён в Гвардейский экипаж. Участвовал в походах: в Хивинской экспедиции Бутакова (1859-1860); в 1859 г. был удостоен ордена Св. Анны 3-й степени. В 1860 г. был назначен адъютантом к генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу. В том году командирован в Лондон. Затем совершил плавание к берегам Амура старшим офицером на канонерской лодке «Морж», затем он – флаг-капитан Тихоокеанской эскадры. В 1862 г. совершил плавание на Камчатку, в Китай, Японию, Ситху, Ванкувер и Калифорнию.

Во время польского восстания 1863 г. Арсеньев находился в Царстве Польском при генерал-адмирале великом князе Константине Николаевиче. 3 апреля 1865 г. он получил орден Св. Анны 2-й степени, 19 апреля пожалован званием флигель-адъютанта и с 6 мая того же года состоял действительным членом Русского географического общества; 1 января 1866 г. произведён в капитаны 2-го ранга; 1 декабря 1868 г. был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени, в капитаны 1-го ранга произведён 1 января 1870 г.; 2 сентября 1871 г. получил орден Св. Владимира 3-й степени и 29 апреля 1877 г. получил чин контр-адмирала. В 1865 г. был назначен флигель-адъютантом император Александра II.

Эрудиция Арсеньева и большой опыт службы в офицерских чинах не остались без внимания со стороны представителей царствующего Дома. В этот момент императрица Мария Александровна подыскивала наставников для своих сыновей Сергея и Павла. В 1858 г. она произнесла фразу, записанную А.. Тютчевой, первой наставницей ее детей: «пусть мне во всей России назовут человека, который с природным умом соединил бы истинное образование, с сильной волей – твердые принципы, веру и неиспорченную нравственность, и я ручаюсь вам, что преодолею все препятствия и поставлю этого человека к своим сыновьям». Этим человеком и оказался Дмитрий Сергеевич Арсеньев.

Д.С. Арсеньев. ГАРФ. Фото 1900-х
Д.С. Арсеньев. ГАРФ. Фото 1900-х

Арсеньев, не будучи профессиональным педагогом, сам был воспитан всем строем русской жизни того времени, хранившей еще отеческую веру к тем истинно русским людям, для которых достоинство и благополучие России было выше личного благополучия и счастья. Это высокое чувство он привил своему воспитаннику с раннего возраста, отдавая ему всю свою душу и все свое время, не зная ни развлечений, ни отдыха.

Главной задачей наставника царственных питомцев было не столько научить их военному делу, сколько воспитать из них людей чести и долга, преданных Богу и Отечеству, развить лучшие стороны их личности.

Сей высокой и благородной цели посвятил морской офицер Д.С. Арсеньев долгие годы своей жизни. Он вел своего воспитанника шаг за шагом с семилетнего возраста до совершеннолетия, наступившего в 20 лет, а затем оставался его попечителем ещё в продолжение еще почти десяти лет. Дружба между ними продолжалась до самой смерти великого князя в 1905 г., и переживший его Арсеньев в последние годы своей жизни не расставался со своим воспитанником, составляя его жизнеописание и делясь своими воспоминаниями с читателями «Русского архива».

В продолжение 21 года находился постоянно при Августейших воспитанниках и под высшим наблюдением Государя и Государыни совершил дело воспитания и образования великих князей.. 29 апреля 1877 г. при наступлении совершеннолетия великого князя Сергея Александровича Арсеньев был произведён в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества и вслед за тем отправился с великим князем Сергеем Александровичем на театр военных действий в Турцию, где отличился и получил орден Св. Станислава 1-й степени.

Д.С. Арсеньев со своими воспитанниками, великими князьями Сергеем и Павлом. ГАРФ
Д.С. Арсеньев со своими воспитанниками, великими князьями Сергеем и Павлом. ГАРФ

27 июня 1882 г. Арсеньев был назначен начальником Николаевской морской академии и директором Морского училища. За время его управления Морское училище постепенно было преобразовано в Морской корпус. В 1895 г. при Николаевской морской академии были учреждены курсы военно-морских наук, преобразованные в военно-морской отдел академии. В звании директора Морского кадетского корпуса он пробыл 14 лет и в 1886 г. произведён в вице-адмиралы. Составил проект курса военно-морских наук, который был утверждён в 1894 г. В день Священного коронования Императора Николая Александровича вице-адмирал Арсеньев был назначен генерал-адъютантом Его Величества, членом Адмиралтейского совета и награжден бриллиантовыми знаками ордена Св. Александра Невского.

В 1900 г. Д.С. Арсеньев отметил свой 50-летний юбилей государственной службы в офицерских чинах. Накануне юбилея Арсеньева в Царское Село приехал отец Иоанн Кронштадский и благословил его образом «Знамения» Божией Матери.

Об огромном нравственном влиянии Арсеньева на его царственных воспитанников говорит и то, что именно он ещё в 1882 г. вручил великому князю Сергею брошюру Василия Николаевича Хитрово «Православие на Святой Земле». Познакомившись с этим трудом, великий князь накануне сам совершивший паломничество в эти священные места, согласился с идеей автора и возглавил Палестинское общество. Так мудрый наставник подготовил его к мысли о необходимости создания Императорского Православного Палестинского общества. Д.С. Арсеньев и сам много сделал для Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), его заслуги на этом поприще были отмечены в Сообщении ИППО в 1916 г., когда, к сожалению, самого Арсеньева уже не было в живых: «Когда <…> Великий князь в 1882 году<…> решился встать во главе этого общества, В.Н. Хитрово, на первых порах своих усиленных хлопот по открытию общества, добился приёма Великого князя при любезном содействии Дмитрия Сергеевича и этой его услуги никогда не забывал. Избрание Дмитрия Сергеевича в 1889 году членом Совета Общества <…>, а в 1901 году <…> даже вице-председателем Общества объясняется не только его постоянным сочувствием к деятельности общества <…>, но, несомненно, и тем чувством признательности, какую питали к нему главные деятели Общества».

Став вице-председателем ИППО, д.С. Арсеньев в одном из писем великому князю от 23 февраля 1901 г. писал: «Постараюсь оправдать Вше избранье меня Вице-председателем Общества, ваше вниманье ко мне деятельным исполнением своей обязанности. <…> великая мне честь участвовать в трудах Общества – цель которого поддержать и развить в нашем народе любовь к поклонению Гробу Господню и местам, освящённым жизнью Спасителя на земле – посредством облегчения доступа туда православным, улучшению их быт в Святой Земле и поддержанию православия в этих местностях! То великая честь всякому смертному и я буду смотреть на своё участие в Вашем Святом деле, как на исполнение Христианской обязанности».

В 1904 г. с высочайшего соизволения Арсеньев был назначен почётным вице-председателем общества и в этом звании оставался до конца свих дней, проявляя живой интерес к деятельности общества. И всё это несмотря на другие свои области деятельности и многочисленные сложности и утраты, касающиеся его семейной жизни.

Последние годы жизни Арсеньев посвятил составлению жизнеописания Императрицы Марии Александровны и великого князя Сергея Александровича, а также записям своих воспоминаний. В начале 2000-х издательство Ново-Спасского монастыря выпустило в свет трехтомный труд, посвященный жизни великого князя Сергея Александровича, составленный на основании многолетних дневниковых записей Дмитрия Сергеевича Арсеньева. А в 2019 г. в издательстве «Кучково поле» вышел другой объёмный труд Д.С. Арсеньева «Жизнеописание императрицы Марии Александровны (1835-1854)».

Д.С. Арсеньев скончался в 1915 г. в Царском селе и был похоронен на Казанском кладбище. За прошедшее столетие надписи на его памятнике были перебиты. И, если бы не неравнодушные к памяти Отечества краеведы, след этого захоронения мог бы совсем исчезнуть с лица земли. Однако, благодаря почти героическим усилиям местных историков и энтузиастов В.А. Панова, С.Я. Ваксмана, Т.И. Ганф, А.Н. Панина, М.Ю. Мещанинова, был создан благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия». В 2012 г. обнаружен памятник на могиле Д.С. Арсеньева и его супруги, в 2015 г. к столетию со дня кончины Д.С. Арсеньева в нише памятника установлен его портрет. Ведётся исследовательская работа по изучению жизни и трудов Д.С. Арсеньева. Продолжаются усилия по восстановлению исторической справедливости в союзе с другими организациями по возрождению захоронения семьи Арсеньевых в Царскосельском некрополе. Руководители фонда совершили более 20 краеведческих экспедиций по местам его жизни и служения.

Статья Н.А. Филаткиной из Альманаха "На память будущему" за 2021 год

https://tonchu.org/shop/istoriya-rossii/almanakh-na-pamyat-buduschemu-2021-/