Найти в Дзене
Клуб 7 Вершин

Биография Маттиаса Цурбриггена, первого восходителя на Аконкагуа

Маттиас Цурбригген в историю альпинизма вписан как один из самых знаменитых гидов своего времени, принявший участие в ряде выдающихся экспедиций в отдаленные горные районы мира. Для программы «Семь вершин» - это первовосходитель на одну из них, на высочайшую вершину Южной Америки гору Аконкагуа.

Маттиас (на итальянский лад его чаще звали «Маттиа») родился 15 мая 1856 года в верховьях долины Роны, в долине Заас-Фе, кантон Валлис, Швейцария. В это время большой альпинизм еще не добрался до маленького горного села, в котором жило около 70 человек. Отец его по имени Лоренц был известен как сапожник, хотя, конечно, на нём был всё крестьянское хозяйство. Детей было много, и выживали с большим трудом. В это время на южной стороне Альп у поселения Макуньяна работал рудник полиметаллических руд. Летом 1858 года семья Цурбриггенов переходит через перевал, чтобы кардинально поменять свою жизнь. Маттиас следует в корзине за плечами своей матери Вероники. Известно, что женщины в горах Швейцарии были привычны к переноске больших грузов.

Селение Макуньяна, где вырос Цурбригген
Селение Макуньяна, где вырос Цурбригген

Отец, как сильный мужчина, получает место на руднике и начинает неплохо зарабатывать. Налаживается хозяйство, семья обживается и пополняется новыми едоками. Относительно обеспеченный период для них всех кончается 11 июня 1864 года. В шахте случился обвал и Лоренц Цурбригген погиб в возрасте 36 лет, оставив жену с семерыми детьми. Удивительно, но Вероника не растерялась и ей удалось уже через 10 месяцев выйти замуж за мужчину на 10 младше её. Новый муж по имени Луиджи оказался вполне положительным человеком, который все силы отдавал семье. Но от бедности это спасало не полностью. И Маттиас был вынужден начать свою трудовую деятельность уже в шестилетнем возрасте, когда стал помогать старшему брату на пастбищах.

В возрасте 14 лет Маттиас покидает семью и отправляется в Швейцарию. За следующее десятилетие он освоил немало специальностей. Поработал погонщиком мулов, носильщиком, шахтером, кузнецом, был рабочим на текстильной фабрике, проходил воинскую службу, трижды сопровождал в качестве слуги богатых господ в их поездках в Африку (Тунис и Алжир). В конце концов, он завербовался на работу в Чили и купил билет на пароход. Перед отъездом решил посетить дом и попрощаться с матерью. Он не был там 10 лет. И тут произошла метаморфоза. Во-первых, он узнал о смерти братьев. Мать слёзно просила его остаться. Во-вторых, узнал, что его старший брат Людвиг устроился гидом в Церматте и неплохо зарабатывает. Да и вообще, как сам он написал в своей книге, Маттиас поднял глаза и увидел над собой грандиозную Восточную стену Монте-Розы. «Как я раньше не замечал, не ценил этой красоты»! И Цурбригген обращается к местным гидам, устраиваясь к ним носильщиком, помощником, учеником. И начинает самостоятельно осваивать искусство горовосхождений, проходя перевалы и совершая соловосхождения. Первая запись в «книжке проводника», обязательном в Швейцарии тех лет документа гида, датируется 26 августа 1884 года. Цурбриггену уже 28 лет, но он быстро зарабатывает авторитет и клиентуру. В первые годы в этой книжке полным-полно хвалебных и даже восхищенных слов о силе, ловкости и выносливости Маттиаса. Его описывают как добродушного и всегда сохраняющего бодрое расположение духа человека. Он хорошо говорит на трёх языках, общителен и мастеровит. Позже он освоит английский, общаясь с гуркхами в Каракоруме, заговорит на хинди, а в длительном путешествии по Южной Америке выучит испанский. Неплохо для сына бедных крестьян, никогда толком не ходившего в школу!

Восточная стена Монте-Розы
Восточная стена Монте-Розы

В 1881 году на Восточной стене Монте-Розы произошла тяжелая авария, в лавине погиб итальянский альпинист Вальтер Маринелли и два его гида. С тех пор кулуар, где произошла трагедия носит название «кулуар Маринелли». После этого все гиды с большой опаской смотрели на маршрут, никто не решался на его прохождение. Цурбригген в это уже почувствовал свою силу, и смелости тогда ему было не занимать. И он убедил венского альпиниста Прохазку идти именно этот маршрут. «Маттиас пять часов рубил ступени в быстром темпе без единого отдыха» - такую запись оставил австриец в книжке гида. Он был в восхищении от работы Цурбриггена. Тот тоже написал: «Когда мы поднялись на вершину, мне представилось, что мы попали в рай». Действительно, после крутого опасного склона ты попадаешь на плоские поля и можешь спускаться вниз без малейшего страха и риска. Через некоторое время Цурбриггена уже называли «лордом Восточной стены», он её ходил по нескольку раз за сезон. В 1893 году в Итальянских Альпах произошло знаменательное событие. Была открыта большая хижина прямо на одной из вершин Монте-Розы Сигналкуппе или по-итальянски Пунта Нифетти (4554 м). Хижину называют «Капанна Режина Маргерита», то есть, хижина королевы Маргериты совершенно не случайно. Она была не только построена на средства госкозны, но и была открыта лично королевой. Цурбригген вместе с другими лучшими гидами Италии был приглашен сопровождать Маргериту во время её подъема и спуска. Уже после отъезда королевы группа во главе с «королем гидов Аосты» Эмилио Реем вышла на Восточную стену. Но здесь уже был свой «король» - это Цурбригген, который пролидировал большую часть нового, экстремально сложного маршрута. Всего у Маттиаса три новых маршрута по этой стене и два варианта.

Книжка проводника Цурбоиггена. Она была найдена и передана в музей правнуком нашего героя Томом Цурбриггеном, живущим  в США
Книжка проводника Цурбоиггена. Она была найдена и передана в музей правнуком нашего героя Томом Цурбриггеном, живущим в США

Важнейшим моментом в судьбе Цурбриггена было знакомство с альпинистом из Великобритании Оскаром Эккенштайном. Сын немецкого социалиста, уехавшего в Англии по политическим причинам, Оскар был талантливой, но весьма оригинальной личностью. Отсюда и разнообразные скандалы, и отказ от карьеры, и, в частности, отказ вступать в Альпийский Клуб. В историю альпинизма Эккенштайн вошёл в основном как создатель новой прогрессивной модели кошек – десятизубых. Он также существенно укоротил ледоруб. Кроме того, британцы считают его основателем болдеринга. Ну и Оскар был одним из пионеров исследования высочайших гор мира, дважды посетив Каракорум и его окрестности в составе альпинистских экспедиций. В том числе, он руководил знаменитой экспедицией на К2 1902 года. Первый совместный сезон Эккенштайн и Цурбригген провели в 1887 году. Это был действительно альпинистский марафон. Достаточно сказать, что только ночевок под открытым небом (что вообще тогда не было принято) у них было 13. Затем вместе они ходили в с 1889 по 1891 год. Ими вместе было пройдено ряд сложных маршрутов, самый известный из которых Южная стена Дант Бланш. В 1892 году Эккенштайн стал партнером английского джентльмена Мартина Конвея в его пионерской экспедиции в Каракорум, которая проводилась за счет Королевского Географического общества. И именно он рекомендовал Цурбриггена в качестве главного гида экспедиции. Так наш герой попал в свой первый заморский вояж. У Эккештайна в начале поездки были проблемы с местными властями, которые не захотели его пускать как возможного немецкого шпиона. Потом из-за недопонимания с Конвеем он вообще покинул экспедицию.

Мартин Конвей
Мартин Конвей

А Цурбригген спокойно отработал своё. Экспедиция в основном занималась изучением местности, они прошли насквозь ледники Хиспар и Биафо, а затем отправились вверх по леднику Балторо. Здесь альпинисты попытались взойти на вершину, которую Конвей назвал «Золотым троном». Сейчас её называют Балторо Кангри, высотой 7312 метров. Расположена она в самом верховье ледника. До главной вершины восходители не добрались и ограничились снежным куполом, боковой вершиной, которую Конвей назвал Пионер Пиком. «Пайонир» - по-английски. Точное название, так как их экспедиция была по существу первой альпинистской партией в высочайших горах Мира. Сейчас его высота определена как 6501 метр. Конвей же объявил о достижении высоты 6800 метров и очень громко объявил всему мировому сообществу, что стал «самым высоким человеком», то есть, установил абсолютный рекорд. И вернулся на родину настоящим героем. А Цурбригген стал «самым высоким гидом» Мира.

-6

В 1894 году Мартин Конвей задумал неслыханный маршрут. Пройти пешком от Прибрежных Альп до Вены, совершая по пути восхождения на все самые заметные вершины Альп. Главным гидом он пригласил Цурбриггена, также с ним были два гуркха, которые хорошо себя показали в Каракоруме. Ну и к их партии присоединился другой, более молодой английский (на половину американец) джентльмен Эдвард Фицджеральд. Он был со своими гидами, но ходили они на горы смешанной компанией. При этом, главным на восхождениях всегда оказывался Цурбригген. Фицджеральд был с Конвеем две трети маршрута, отлучившись после Монблана, он вернулся, но был не до конца. За это время он понял, что лучшего спутника для его запланированной экспедиции в Новую Зеландию, чем Маттиас, ему и не стоит искать. Осенью их небольшая группа (3 человека) отправилась в дальнее путешествие на корабле из одного из британских портов. Прибыли в Новую Зеландию в Рождество и тут же их ждало большое разочарование. Дело в том, что их главную цель уже было невозможно реализовать. А этой целью было первое восхождение на высочайшую вершину архипелага Гору Кука. 25 декабря 1894 года их опередили трое местных альпинистов. Для Фицджеральда это было очень тяжелым ударом.

Цурбригген, Фицджеральд и три местных альпиниста
Цурбригген, Фицджеральд и три местных альпиниста

Однако нужно было что-то делать, то есть, находить другие «необработанные» объекты для первовосхождений. А их в Новой Зеландии было предостаточно. Путешествие получилось достаточно результативным, хотя из-за неустойчивой погоды не таким успешным, как могло быть. Результативным оказывался только примерно один из трёх-четырех выходов. Вот список главных восхождений:

24 января - Mount Sealy (2639m) - Фицджеральд, Цурбригген, Барроу и Кларк (местный альпинист);

5 февраля - Mount Tasman (3500m) и Silberhorn (3309m) - Фицджеральд, Цурбригген и Кларк;

-8
Mount Sefton
Mount Sefton

8 февраля - Mount Haidinger (3068m) - Фицджеральд, Цурбригген и Кларк;

14 февраля - Mount Sefton (3159m) Фицджеральд - Цурбригген. Самое сложное и опасное восхождение, во время которого связка едва не погибла в результате срыва.

Иллюстрация из книги Фицджеральда
Иллюстрация из книги Фицджеральда

После этого Фицджеральд и Цурбригген открыли перевал в Главном Разделительном хребте (Main Divide). Сейчас это FitzGerald's Pass – перевал Фицджеральда, через который сейчас идёт популярный маршрут довольно сложного треккинга.

FitzGerald's Pass - перевал Фицджеральда
FitzGerald's Pass - перевал Фицджеральда

В начале марта Фицджеральд покинул место их базирования, заброшенную гостиницу «Эрмитаж», и спустился в город Крайсчёрч. Он оставил Цурбриггена с задачей собрать вещи и затем спуститься вниз. Но гид сумел выпросить у своего шефа право попытаться подняться на Гору Куку. Маттиас задержался надолго, но вернулся с победой. 14 марта Цурбригген в одиночку достиг вершины Пика Кука по новому, отличному от новозеландского, маршруту. Большую часть пути с ним вместе шёл местный альпинист Джек Адамсон, который повернул вниз с высоты 3150 метров.

-12
Цурбригген, Фицджеральд и Кларк
Цурбригген, Фицджеральд и Кларк

С Фицджеральдом, балуются с оружием
С Фицджеральдом, балуются с оружием
-15

Фицджеральд еще перед Новой Зеландией определился со своей следующей целью – Южная Америка, с попыткой восхождения на высочайшую вершину гору Аконкагуа. И решил подготовиться к этому мероприятию капитально. Наш же герой в промежуток между двумя экспедициями Фицджеральда успел еще раз «смотаться» (месяц на корабле в одну сторону) в Новую Зеландию вместе с итальянским альпинистом Джузеппе Борсалино. Погода «южных гор» была неласкова к гостям, и им не удалось совершить ни одного восхождения.

Цурбригген, Берсалино и Кларк
Цурбригген, Берсалино и Кларк

Фицджеральд в подготовке следующей экспедиции учёл уроки Новой Зеландии. На этот раз он не пожалел средств, чтобы собрать большую команду. В неё были приглашены двое ученых и целых шесть альпийских гидов. Но реально гид для восхождений был только один – это Маттиас Цурбригген. Остальные приглашались в качестве вспомогателей, то есть, чаще всего, носильщиков. Для проверки снаряжения и более близкого знакомства был устроен «сбор» в Альпах. Где, в частности, была отработана ночевка в палатках в экстремальных условиях.

Экспедиция стартовала из английского порта Саутгемптон 15 октября 1896 года. О ней расскажем здесь вкратце, позже будет подробный рассказ. 29 ноября команда поездом отправилась из Буэнос Айреса в Мендосу. Далее была также возможность проехать по строившейся тогда Трансандийской железной дороге. Сначала исследователи заглянули в долину Вакас, из которой так и не смогли зрительно найти вершину. Затем началось интенсивное изучение долины Орконес, практически нетронутой до этого исследователями. А 23 декабря была предпринята первая попытка штурма Аконкагуа. Гора не сдалась, погода, холод, горняшка. Всего было сделано несколько попыток и лишь с пятой, 14 января, вершина была достигнута. В одиночку на неё поднялся Маттиас Цурбригген. Его партнер Фицджеральд остановился на высоте чуть больше 6000 метров из-за приступа горной болезни. Позже вершины достигли английский альпинист Стюарт Вайнс и гид Никола Ланти.

Из итоговой книги Фицджеральда
Из итоговой книги Фицджеральда

Заключительной целью экспедиции стал вулкан Тупунгато (6565 м, по современным данным), выдающая, хорошо заметная с равнины, гора, расположенная к югу от Аконкагуа. Вершина также не далась просто. Только с третьей попытки, 12 апреля 1897 года Цурбригген достиг вершины, где дождался отставшего спутника Стюарта Вайнса. Это была финальная акция этой исторической экспедиции.

Гора Тупунгато
Гора Тупунгато

Маттиа продолжал пользоваться большим спросом как экспедиционный гид в последующие годы. В 1899 и в 1902 годах он сопровождает знаменитую семейную пару Уоркменов (Фанни и Уильям) в их путешествиях по Каракоруму. В первой из этих экспедиций группа совершает несколько восхождений и проходит значительные переходы. Правда, предсказать, что будет во время подъема на ту или иную вершину заранее трудно. И гора Бхая-Каара-Ла, по признанию самого Маттиаса, стала самым сложным испытанием в его биографии. Восхождение на Koser Gunge, высотой 6400 метров делает Фанни Баллок-Уоркмен «самой высокой дамой в мире». А Цурбригген гидом, который завёл на вершины «самых высоких» в двух категориях, да и сам поднялся на Аконкагуа выше всех.

-19
-20

В 1900 году Цурбригген едет в Россию вместе с итальянским князем Сципионе (Шипионе) Боргезе и альпинистом-фотографом из Аосты Жюлем Броккерелем (из рода горных гидов). Они останавливаются в Москве, встречаются с официальными лицами. Затем итальянцы проводят некоторое время в Ташкенте, где общаются с картографами и геодезистами. Цель экспедиции – совершить восхождение на легендарную, мифическую гору Хан-Тенгри. Но к ней пока никто не знает, как и приблизиться. Путь из Италии до исходного пункта в Пржевальске занял 47 дней. А сам поход по горам Тянь-Шаня длился с 11 июля по 4 сентября. За это время было пройдено несколько перевалов и совершено пару восхождений на панорамные вершины.

-21

Большая и важная работа. А фотографии Броккереля, иллюстрирующие, прежде всего, быт киргизов принесли почти что мировую славу. Хан-Тенгри был виден где-то вырастающим над бесконечными цепями гор, но путь к нему найден не был. Это удалось позже Мерцбахеру. Подробнее - в описании путешествия, сделанным А.К. фон Мекком. Князь Боргезе, умница и спортсмен, дипломат и исследователь, прославился позже тем, что стал победителем уникального, совершенно невероятного автомобильного ралли Пекин – Париж в 1907 году. А Броккерель стал одним из самых уважаемых персонажей Аосты, местным краеведом №1, автором множества книг и альбомов, исследователем и популяризатором научных знаний, основателем местной библиотеки.

-22
С князем на одном из перевалов Тянь-Шаня
С князем на одном из перевалов Тянь-Шаня

Последней большой экспедицией Цурбриггена стал выезд 1902 году с Уоркменами, опять же в Каракорум. Он был совершенно неудачным. Погодные условия были ужасными с самого начала. Надеялись на улучшение. Но после того как группу накрыл жесточайший снежный шторм, который длился почти трое суток, путешественники «сломались». Экспедицию свернули досрочно. Кроме того, Цурбригген рассорился с Уоркменами. Возможно, с этого эпизода он пошёл как личность вниз «по наклонной плоскости».

-24

В новом, двадцатом веке, Цурбригген продолжал работать гидом. Но с годами характер его начал портиться. Грубо говоря, он «зазнался», полностью приняв на себя неофициальный титул «короля гидов». До «экспедиционного периода» все отмечали спокойствие, учтивость и внимательность Цурбриггена. Но где-то после сорока Маттиа стал грубо обращаться не только с молодыми гидами, но и со своими сверстниками. Доходило дело даже до рукоприкладства. На хижинах он, грубо ругаясь, требовал себе лучших мест, на маршруте орал на представителей других групп, угрожал. Его всколоченная рыжая борода наводила на всех ужас. С ним старались не связываться. Интересно, что Цурбриггена называли великаном, хотя его рост был всего 167 сантиметров. Просто он производил давящее впечатление в эти годы. Да и с клиентами Цурбригген стал обращаться всё более жестко, диктуя им свою волю, часто вопреки здравому смыслу. Дома он затиранизировал жену и детей, которые поспешно покидали семью, не дождавшись совершеннолетия. В 90-е годы Маттиа отлично зарабатывал и подолгу не бывал дома. Семья жила спокойно и в достатке. В начале же ХХ века он работал в основном в соседних горах и далеко не отлучался. И начал регулярно пить, пропивая большую часть получаемых денег.

Цурбригген (слева) в группе гидов и альпинистов
Цурбригген (слева) в группе гидов и альпинистов

В последний раз на альпинистских маршрутах Цурбриггена видели в1911 году. Он уже покинул свой дом, скитался, но еще работал. Позже Маттиа перебрался в Женеву, где стал профессиональным нищим. Он жил в притоне, пьянствовал и наводил ужас на окружавших его людей своей грубостью и невыдержанностью. При этом его голова вполне себе соображала, о чем свидетельствуют его письма от 1914 года, направленные знакомым альпинистам. Да и решение уйти из жизни выглядит вполне обдуманным поступком. Ночью 21 июня 1917 году Цурбригген повесился в больнице, куда он был помещен незадолго до этого. Печальный финал одного из величайших гидов всех времен. Да к тому же сумевшего написать и опубликовать книгу о своих восхождениях.

-26

-27

-28

-29

-30

-31