Когда вы удивляетесь, почему регоператор делает так или этак, ответы на ваши вопросы всегда найдутся в плоскости нормативного регулирования. А регуляторы регулярно это регулирование совершенствуют.
Или им так кажется.
29.09.2022 закончилось обсуждение проекта изменений в Правила обращение с ТКО (ПП РФ № 1156). Мы его проанализировали и предоставили в Минприроды свои замечания.
Расскажу коротко, про что.
Регуляторы снова пытаются запихнуть все отходы потребления под понятие ТКО и отдать их в руки регоператоров.
В Проекте регламентируется внедрение раздельного накопления отходов от использования товаров (ОИТ) и организация пунктов приема вторичных ресурсов.
Почему эти отходы вставляют в Правила по обращению с ТКО – уму не постижимо, особенно учитывая, что обращение с отходами от использования товаров должны заниматься производители этих товаров согласно 89 ФЗ в рамках расширенной ответственности производителя (РОП).
Вводится понятие «фандомат» как техническое устройство для сбора ОИТ на компенсационной основе.
Если проект утвердят, то все действующие фандоматы, не выдающие деньги за упаковку, будут уже вроде как и не фандоматы. Кроме того, непонятно опять же, зачем вставили фандоматы в Правила по обращению с ТКО, если фандоматы принимают не ТКО, а ОИТ.
Коронный пункт Правил о том, что организовывать раздельное накопление отходов на контейнерной площадке без разрешения регоператора, который сейчас расположен под №21, перекочевывает под №49 и будет изложен следующим образом:
«Запрещается организация мест сбора вторичных ресурсов, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без заключения договора с региональным оператором».
Согласно новым нормам, введенным в 89 ФЗ в июле 2022 года, вторичные ресурсы это отходы, но не ТКО. Почему они должны регулироваться Правилами по обращению с ТКО и при этом еще и подпадать под монополию регионального оператора – снова вызывает удивление.
Проект вводит цветовую индексацию контейнеров для раздельного накопления ОИТ, одинаковую для всей России.
А если в субъекте РФ планируют собирать раздельно еще какой-нибудь вид отхода, не урегулированный Правилами, то региональные власти должны согласовать цветовую индексацию таких контейнеров с федералами.
Видимо, цвет дополнительного контейнера – это дело национальной важности.
В соответствии с п. 43 проекта Правил в контейнерах, бункерах и иных накопителях ТКО запрещается складировать, в частности, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, отходы строительства и ремонта, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или иные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО или нарушить режим работы объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.
Проект не указывает, как должны быть организованы места сбора «запрещенных» отходов, куда должны нести эти отходы жители, кто должен проинформировать жителей об этом. Фактически, если в регионе к моменту начала действия новых Правил не будет создана инфраструктура сбора «запрещенных» отходов, гражданам придется создавать несанкционированные свалки.
Кстати, о свалках.
Проект аннулирует действующую норму, что ликвидация несанкционированных свалок – это зона ответственности регионального оператора.
Новых ответственных не определено, а права обращения с ТКО по-прежнему в руках регоператора. Т.е. в случае утверждения Проекта Правил, никто не будет вправе ликвидировать свалку, кроме регоператоров, а регоператоры избавляются от такой обязанности.
Проект Правил продолжает установившуюся традицию не требовать от регионального оператора и субъекта РФ введения обязательного раздельного сбора.
Но если надумают, то цветовую индексацию им уже разработали.
Предлагается ввести понятие «мусороперегрузочная станция» и расходы на их строительство и эксплуатацию включать в тариф для населения.
По задумке регуляторов, перегрузка мусора поможет сэкономить на транспортировке. Проблема состоит в том, что в законодательстве нет такого понятия, как «перегрузка», а значит, нельзя и включить расходы на такой вид деятельности в тариф для населения.
Есть в Проекте Правил еще забавные и печальные несуразности, но они уже довольно сложные с юридической точки зрения для нас, простых потребителей, поэтому не стала мучить читателя. Без юриста было бы не разобраться.
Хочется надеяться, что теперь эти несуразности станут понятными и регулятору и Проект доработают.
#раздельныйсборотходов #опасныеотходы #ликвидациясвалок #цветныеконтейнеры #поправкивзакон