Найти тему

Цветные контейнеры и мусороперегрузочные станции. Как Минприроды предлагает усовершенствовать регулирование обращения с ТКО.

Оглавление

Когда вы удивляетесь, почему регоператор делает так или этак, ответы на ваши вопросы всегда найдутся в плоскости нормативного регулирования. А регуляторы регулярно это регулирование совершенствуют.

Или им так кажется.

29.09.2022 закончилось обсуждение проекта изменений в Правила обращение с ТКО (ПП РФ № 1156). Мы его проанализировали и предоставили в Минприроды свои замечания.

Расскажу коротко, про что.

Регуляторы снова пытаются запихнуть все отходы потребления под понятие ТКО и отдать их в руки регоператоров.

В Проекте регламентируется внедрение раздельного накопления отходов от использования товаров (ОИТ) и организация пунктов приема вторичных ресурсов.

Почему эти отходы вставляют в Правила по обращению с ТКО – уму не постижимо, особенно учитывая, что обращение с отходами от использования товаров должны заниматься производители этих товаров согласно 89 ФЗ в рамках расширенной ответственности производителя (РОП).

Вводится понятие «фандомат» как техническое устройство для сбора ОИТ на компенсационной основе.

-2

Если проект утвердят, то все действующие фандоматы, не выдающие деньги за упаковку, будут уже вроде как и не фандоматы. Кроме того, непонятно опять же, зачем вставили фандоматы в Правила по обращению с ТКО, если фандоматы принимают не ТКО, а ОИТ.

Коронный пункт Правил о том, что организовывать раздельное накопление отходов на контейнерной площадке без разрешения регоператора, который сейчас расположен под №21, перекочевывает под №49 и будет изложен следующим образом:

«Запрещается организация мест сбора вторичных ресурсов, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без заключения договора с региональным оператором».

Согласно новым нормам, введенным в 89 ФЗ в июле 2022 года, вторичные ресурсы это отходы, но не ТКО. Почему они должны регулироваться Правилами по обращению с ТКО и при этом еще и подпадать под монополию регионального оператора – снова вызывает удивление.

Проект вводит цветовую индексацию контейнеров для раздельного накопления ОИТ, одинаковую для всей России.

-3

А если в субъекте РФ планируют собирать раздельно еще какой-нибудь вид отхода, не урегулированный Правилами, то региональные власти должны согласовать цветовую индексацию таких контейнеров с федералами.

Видимо, цвет дополнительного контейнера – это дело национальной важности.

В соответствии с п. 43 проекта Правил в контейнерах, бункерах и иных накопителях ТКО запрещается складировать, в частности, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, отходы строительства и ремонта, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или иные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО или нарушить режим работы объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

-4

Проект не указывает, как должны быть организованы места сбора «запрещенных» отходов, куда должны нести эти отходы жители, кто должен проинформировать жителей об этом. Фактически, если в регионе к моменту начала действия новых Правил не будет создана инфраструктура сбора «запрещенных» отходов, гражданам придется создавать несанкционированные свалки.

Кстати, о свалках.

Проект аннулирует действующую норму, что ликвидация несанкционированных свалок – это зона ответственности регионального оператора.

Новых ответственных не определено, а права обращения с ТКО по-прежнему в руках регоператора. Т.е. в случае утверждения Проекта Правил, никто не будет вправе ликвидировать свалку, кроме регоператоров, а регоператоры избавляются от такой обязанности.

Проект Правил продолжает установившуюся традицию не требовать от регионального оператора и субъекта РФ введения обязательного раздельного сбора.

-5

Но если надумают, то цветовую индексацию им уже разработали.

Предлагается ввести понятие «мусороперегрузочная станция» и расходы на их строительство и эксплуатацию включать в тариф для населения.

По задумке регуляторов, перегрузка мусора поможет сэкономить на транспортировке. Проблема состоит в том, что в законодательстве нет такого понятия, как «перегрузка», а значит, нельзя и включить расходы на такой вид деятельности в тариф для населения.

Есть в Проекте Правил еще забавные и печальные несуразности, но они уже довольно сложные с юридической точки зрения для нас, простых потребителей, поэтому не стала мучить читателя. Без юриста было бы не разобраться.

Хочется надеяться, что теперь эти несуразности станут понятными и регулятору и Проект доработают.

#раздельныйсборотходов #опасныеотходы #ликвидациясвалок #цветныеконтейнеры #поправкивзакон