Найти тему
16,8K подписчиков

Творцы чужих пространств - лучшие фантастические вселенные, вариант Библио-лаборатории

1K прочитали

Составление «топов» всего и вся занятие столь же бессмысленное, сколь и увлекательное, причем прежде всего для составителя. Поэтому даже Библио-лаборатория, не склонная к этому занятию, все же перешла на сторону тьмы и представляет вам свой личный топ самых интересных и масштабных, на ее взгляд, литературных вселенных, созданных писателями-фантастами.

Составление «топов» всего и вся занятие столь же бессмысленное, сколь и увлекательное, причем прежде всего для составителя.

Для начала пару слов о критериях отбора.

1. Я не стал включать в список фэнтезийные вселенные. То, что создал Толкиен, находится вне всяких топов и списков, а все остальное я знаю слишком плохо, чтобы о нем рассуждать хотя бы с подобием компетентности.

2. По той же причине (читай: абсолютно вне конкуренции) в списке нет и Мира Полудня Стругацких.

3. Под термином «литературная вселенная» я подразумеваю нечто по-настоящему масштабное, охватывающее значительную часть творчества писателя (а порой даже и все творчество). В такую вселенную входят самые разные произведения, которые могут вообще не иметь общих героев, а хронологически и событийно увязываются между собой сквозь огромные расстояния и промежутки времени. К примеру, даже если условный Джон Семенов написал ковырнадцать романов о приключения Ахиллеса Терминаторова на просторах Семи Галактик — это все равно не литературная вселенная, а сериал об одном герое.

4. Самый главный критерий: мне просто понравилось. Если вам нравятся какие-то другие — прекрасно, разнообразие вкусов — залог разнообразия литературы. Можете дополнить в комментариях, если мне понравятся ваши аргументы, то я публикую еще один «топ» уже по вашим заявкам.

А теперь — поехали!

Составление «топов» всего и вся занятие столь же бессмысленное, сколь и увлекательное, причем прежде всего для составителя.-2

Йэн М. Бэнкс и его Культура. Постоянные читатели и подписчики канала наверняка ожидали, что я начну с этого цикла, поскольку уже неоднократно признавался на канале в любви к созданному Бэнксом анархо-гедонистической пангалактической цивилизации, представляющей собой симбиоз биологических разумных видов и искусственных интеллектов (Разумов). Бэнкс говорил о Культуре, что он пытался построить общество, в котором ему самому хотелось бы жить. Очевидно, наши предпочтения практически совпадают.

Роберт Хайнлайн и его История Будущего. Старина Хайнлайн — один из первых авторов, кто начал «укладывать» свои произведения (хотя и не все, но многие) в некую условную хронологическую шкалу развития человеческой цивилизации. Идея понятная: во-первых, это очень интересно — еще бы, ты словно постепенно выстраиваешь будущее целой цивилизации, а, во-вторых, довольно удобно: однажды продумав основы своей литературной вселенной, ты можешь пользоваться какими-то заготовками, не выдумывая все каждый раз с нуля. Хотя надо отметить, что многие произведения Хайнлайна из Истории Будущего имеют между собой очень мало общего: тут и «Человек, который продал Луну», и «Дети Мафусаила» и даже «Фрайди».

Составление «топов» всего и вся занятие столь же бессмысленное, сколь и увлекательное, причем прежде всего для составителя.-3

Василий Головачев и мир УАСС. Творчество Василия Головачева вызывает массу споров (к которым, признаюсь, и ваш покорный слуга приложил когда-то руку), в которые мы сейчас углубляться не станем. Оставаясь верным заявленной в предисловии вкусовщине, заявлю, что на мой взгляд подлинный magnum opus этого писателя — это вселенная УАСС, Аварийно-Спасательной Службы, бдительно оберегающей человечество от всевозможных угроз и катаклизмов планетарного, галактического и даже космологического масштаба. «Черный человек», «Контрольный выстрел», «Консервный нож» и другие произведения из этой вселенной когда-то открыли новую эру в отечественной фантастике.

Известный Космос Ларри Нивена. Эта вселенная, возможно, чуть менее масштабная по своим пространственно-временным рамкам, чем предыдущие упомянутые мной, но чертовски увлекательная, а, главное — очень интересно и изящно «переплетенная» между собой. «Мир-кольцо» считается одним из непревзойденных шедевров фантастики, а помимо него есть еще и «Защитник», «Мир птаввов», множество рассказов и огромная история войн между людьми и кзинами, к сожалению, практически не переведенная на русский язык.

Трентор, столица азимовской Галактической Империи
Трентор, столица азимовской Галактической Империи

Галактическая История Айзека Азимова. Из всех перечисленных эта вселенная — пожалуй, самая знаменитая. От «Стальных пещер» и законов роботехники она ведет нас к Галактической Империи и дальше — к Основанию, его взлетам и падениям к окончательному торжеству Человека… Кажется. Влияние этой вселенной на развитие современной фантастики невозможно оценить. На нее ссылаются герои бесчисленных книг, «законы роботехники» давно из литературного приема превратились чуть ли не в научный и даже философский термин, а талантливые авторы объединяют свои усилия, чтобы написать продолжения любимой истории. Дело Дэниэла Р. Оливо пока что оказалось куда живее многих реальных политических концепций.

Отдельно в качестве почетного упоминания я хочу сказать несколько слов о совершенно умопомрачительной Мультивселенной Майкла Муркока. Ее нельзя отнести в полном смысле ни к фэнтези (хотя часть ее вполне фэнтезийна), ни к научной фантастике, ни к хронофантастике, ни куда-либо еще, потому что она больше всего этого. Я, конечно, не претендую на энциклопедические познания в фантастике, но, по-моему, Мультивселенная Муркока — это единственный случай в фантастической литературе, когда ВСЕ написанные автором произведения тем или иным образом вписываются в одно сверхпространство (а литературная карьера Муркока длится уже много десятилетий, долгих ему лет!).

Вот такой получился списочек. Есть что добавить? Предупреждаю: буду спорить и обсуждать!