Найти в Дзене

ПСАЛОМ 84: ВНЕВРЕМЕННЫЙ БОГ

Оглавление

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Неотъемлемую часть нашей жизни составляют мысли о времени. Мы постоянно думаем о прошлом, настоящем и будущем. Сегодня нужно доработать детали вчерашнего дня, необходимо выполнить текущие обязательства, подготовиться к будущему. Когда думаешь обо всем этом, кажется, будто живешь в трех мирах - в прошлом, настоящем и будущем. В свете этой истины о жизни как спокойно делается оттого, что мы связаны с Вечным, Сущим, Вневременным! Перед нами псалом, который изображает Бога находящимся вне времени.

Адресованный руководителю хора псалом 84 является, как сказано, песней “Кореевых сынов”. Он мог быть написан спустя какое-то время после возвращения изгнанников из вавилонского плена. Хотя мы не знаем точной даты его написания, он, в общем, соответствует времени Зоровавеля или Ездры и Неемии (Езд. 9; 10; Неем. 2–4).

Народ, о котором говорится в псалме, в прошлом испытал великую Божью благодать и снова просит ее. Предыдущее излияние милости, на которое намекает автор, - это, по-видимому, возвращение из плена, а дальнейшая нужда в ней, вероятно, возникла из-за того, что Израиль не сумел исполнить Божью волю: восстановить религиозную и общественную жизнь, как Бог определил для Своего народа.

Псалом иллюстрирует наши вневременные отношения с Богом. Он показывает, как нам ходить с вечным Богом.

I. БОГ ПРОШЛОГО (ст. 2-4)

Псалом начинается со слов о Боге в прошлом. Автор признает, что в минувшие дни Бог благословил Израиль Своей милостью. Он начинает молитву с благодарения за дарованную Богом милость.

«Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова; простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего» (ст. 2-4).

Бог был милостив к Своей земле и прекратил “плен Иакова”. Эти слова согласуются с тем, что Бог сделал для Своего народа, когда вывел его из вавилонского плена и восстановил в земле Израильской. Он положил конец семидесятилетнему пленению, как и пророчествовал Иеремия (Иер. 25:11). Итак, значит, главным выражением Божьей благодати было это возвращение.

Псалом в шести фразах перечисляет, что Бог сделал для Своего народа в прошлом. Эти общие фразы не дают конкретных деталей, но заявляют о Божьей благодати по отношению к народу и призывают к искреннему благодарению. Перечисление в псалме идет в обратном порядке. Можно было бы ожидать следующей естественной последовательности: (1) люди должны покаяться; (2) вслед за покаянием Бог отведет от них Свой гнев (ст. 4); (3) Бог простит их грехи; (4) людям будет позволено вернуться из плена. Однако псалмопевец приводит такой порядок: милость, восстановление, прощение и прекращение гнева:

· Ты умилосердился к земле Твоей,

· Возвратил плен Иакова;

· Простил беззаконие народа Твоего,

· Покрыл все грехи его,

· Отъял всю ярость Твою,

· Отвратил лютость гнева Твоего.

Бог был милостив к земле. Стих 3 утверждает, что Он простил беззакония народа и покрыл его грехи. Возрождение Богом Своего народа и прекращение наказания означало, что “лютость” Его гнева улеглась. Люди отвратились от своих грехов, и Бог отвратил Свой гнев.

Оглядываясь назад, всякий увидит Бога. Как Он благословил Израиль, так Он благословляет каждого из нас. Не нужно слишком пристально вглядываться, чтобы увидеть Его.

II. БОГ НАСТОЯЩЕГО (ст. 5-8)

Во-вторых, мы видим Бога в настоящем. Псалом переходит от восхваления и благодарения к просьбе о заступничестве. Так, мы видим, что Бог существует вечно и может помочь нам сегодня.

«Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой из рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе? Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам» (ст. 5-8).

Может быть, псалмопевец думает о том, что еще осталось сделать. Как благочестивый человек, он хочет полного восстановления. Ведь лишения, как следствие Божьих предыдущих судов, все еще существуют.

В следующей части псалма автор излагает Богу две просьбы. Во-первых, он просит Бога обратить к Себе людские сердца. Во-вторых, он просит Его завершить Свою работу по избавлению, устранить следы Своего прошлого гнева (ст. 6-8). Израильтяне все еще в большом горе, слабы и терпят последствия того, что не смогли полностью вернуть землю Богу.

Через весь псалом проходит идея “поворота”. О повороте от плена к восстановлению нации псалмопевец говорит: “[Ты] возвратил плен Иакова” (ст. 2). Это был “поворот” благодати. В стихе 4 мы видим изменение в Божьем настроении: Он отвратился от Своего лютого гнева - “поворот” изменения. Стих 5 говорит о восстановлении человека; автор просит Бога обратить людей к Себе в “повороте” обращения. В стихе 7 говорится об оживлении духа человека. Автор просит Бога обратить израильтян к обновленной верности, повести их к “повороту” обновления. В стихе 9 выражается беспокойство по поводу опасности вероотступничества. Псалмопевец молится: “Да не впадут они снова в безрассудство”. Это было бы “поворотом” отступничества.

Три риторических вопроса в стихах 6 и 7 требуют отрицательного ответа. “Неужели вечно будешь гневаться на нас?” - то же самое, что “Неужели будешь и дальше наказывать нас?” Вопрос “Неужели прострешь гнев Твой от рода в род?” указывает на длительность наказания и, по всей видимости, означает угнетенное положение Израиля после их пленения. Псалмопевец молится о том, чтобы утих гнев Божий. Он просит Бога оживить Свой народ и возвратить ему радость. Он хочет, чтобы Бог явил Свою милость, снова даровав им спасение.

Автор просит Бога оживить Израиль, чтобы они могли радоваться в Боге, как раньше. Ответ на молитву пришел во времена Ездры и Неемии, когда “со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей” (Неем. 12:27) праздновалось освящение иерусалимской стены.

Псалмопевец видит в Боге Вечносущего, который всегда помогает Своему народу. Он не только Бог, который помогал в прошлом; Он - Бог, который действует в настоящем.

III. БОГ БУДУЩЕГО (ст. 9-14)

В-третьих, мы должны понимать, что Бог - это и Бог будущего. Когда завтра только наступит, мы увидим, что Бог уже побывал в нем.

«Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему... но да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда проникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 9-14).

Как Аввакум, который взбирался на башню, чтобы услышать, что скажет Господь (Авв. 2:1), так и псалмопевец в стихе 9 умолкает, чтобы послушать Бога. Последняя часть псалма дает божественную уверенность в будущем. Господь даст мир Своим благочестивым, если они снова не впадут в безрассудство. Безрассудство здесь, вероятно, не просто “глупость”, а зло.

Автор описывает, что может произойти в будущем, если Божий народ ответит Ему верностью. Те, кто не перестанет бояться Бога, обретут Божье благословение.

Здесь мы видим двойную надежду - одну на текущий для псалмопевца день, другую на будущее. Божье избавление близко к тем, кто боится Его. Это значит, что за свою верность они получат благословения еще при жизни. Божья благодать всегда близка к ищущей душе; Его слава сияет на верных. “Слава” - это проявление присутствия Божия среди Его народа. За Господним спасением следует Его слава, и не только сейчас, но и в будущем. Дж. Пероуни писал:

«Этой надежде было суждено сбыться, но в лучшем и более высоком смысле, когда Тот, кто был сиянием славы Отца, временно обитал в человеческой плоти, и люди “видели славу Его, славу как единородного от Отца”».

Верность Божьего народа приведет к тому, что в его благословении сойдутся Божьи великие свойства - истина и любовь. Божья милость и истина примирятся и будут в согласии. Правда и мир соединятся. Божья милость и истина - любовь, которая побудила Его заключить завет с Израилем, и верность, которая обязала Его держаться этого завета - встретятся, принося искупление и благословения тем, кто будет бояться Бога и служить Ему.

Истина возникает из земли, как естественный плод ответа человека на Божью любовь. Истина выходит из земли, а Божья праведность смотрит вниз с небес. Вот так небеса и земля находятся в согласии друг с другом.

Господь даст благо, излив на землю благословения как духовные, так и материальные. Материальное благополучие в ветхозаветные времена часто шло рука об руку с нравственностью и духовностью.

Автор и изображает Бога ведущим Свой народ. Впереди Него идет вестник по имени Праведность, готовя путь для возвращения в Божье благоволение и делая Его следы дорогой, по которой должны идти Его подданные. В этой лексике угадывается мессианское звучание, но стихи эти имели также и непосредственный практический смысл для живших в дни псалмопевца. Как только Израиль станет жить в согласии с Божьей волей, последует полное возрождение отечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш Бог окружает нас. Он благословил нас в прошлом, Он с нами в настоящем и останется с нами в будущем.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)