Период неопределенности, чувство потерянности — это не то же самое, что клиническая депрессия, хотя и эти моменты отчаяния могут изменить нашу жизнь.
Потерянность начинается с событий, которые мы не можем изменить.
Даже если мы не можем найти никаких причин, чтобы оправдать катастрофические моменты , происходящие в стране и мире, наша задача состоит в том, чтобы найти смысл и цель в нашей реакции на ситуцию.
Первая вспышка коронавируса в декабре 2019 года в Ухане, Китай, ознаменовала переходный момент. В тот момент большинство из нас ничего не замечали. К марту 2020 года начало глобальной пандемии заставило всех чувствовать себя оторванными и потерянными.
Ковид, мобилизация и военная операция нарушили нормальную жизнь. Жизнь, какой мы ее знали, изменилась. Мы не можем вернуть тех, кто умер, волшебным образом изменить состояние тревоги в окружающем фоне или сделать вид, что ничего не изменилось.
Только то, что мы делаем из нашего будущего, имеет значение.
Период "лименальности" - это не то же самое, что клиническая депрессия , хотя моменты отчаяния могут изменить нашу жизнь. Произведенное от слова «limen», что на латыни означает «порог», оно относится к процессу перехода через психологические барьеры или границы. По мере распространения Covid мы были вынуждены покинуть знакомое, быть в разлуке. Эта первая фаза побудила нас перейти ко второй фазе.Действий на Украине. Сложно выжить и сохранить психическое здоровье (что я считаю самым главным ресурсом человека) в это время испытаний, обучения и, надеюсь, роста. В традиционном понимании третья фаза - это реинтеграция, возвращение в единое целое или мир. Оно должно наступить. Каким бы мощным ни было слово «лиминальность» ( оно применительно к глобальнм событиям), оно предлагает контекст для размышлений о трудных моментах и в нашей ежедневной жизни (разводы, переезды, личные трагедии и тд).
Мы не можем повернуть время вспять. Отменить все то, что началось в мире. Также трудно представить боль тех, кто потерял детей в Ижевской школе... Лиминальность начинается с событий, которые мы не можем изменить. То, как мы застреваем в сложных ситуациях, ломаемся под ними, а также то, как мы переходим на следующий уровень, находим надежду и идем дальше - вот что объединяет эти разнообразные проблемы. Что меня заинтриговало, так это то, как некоторые поднимаются и развиваются, а некоторые остаются застрявшими. Какими бы болезненными ни были события, ускоряющие переход, наша надежда возникает, когда мы думаем о нашем будущем, составляем планы и намечаем цели. Лично меня это спасает. Иметь план каждый день. Работать. Заниматься спортом. Планировать свою жизнь на ближайшие дни, недели, месяцы... Даже если это сейчас кажется бессмысленным. Это правда спасает.
Даже если мы не можем найти причину, чтобы объяснить или оправдать катастрофические моменты, наша задача состоит в том, чтобы найти смысл и цель в нашей реакции.
Виктор Франкл, переживший холокост, отмечает: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод - выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь».
Автор: Александра Смирнова
Психолог, Гештальт-терапевт Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru