Кто такой оптимист
Оптимист (от лат. optimum — наилучший) — это человек, который склонен видеть во всем только хорошее и твердо верит в благополучное будущее. Под оптимизмом обычно понимают неунывающие настроение, радостное мироощущение, склонность видеть во всем положительные стороны и не отчаиваться. В этом смысле он противопоставляется пессимизму — склонности постоянно впадать в уныние и не ждать ничего хорошего от жизни.
Как появился термин «оптимизм»
Он впервые был употреблен в XVIII веке для характеристики взглядов, которые придерживались философы того времени. Один их них, немец Готфрид Вильгельм Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz), разработал свою философию, согласно которой существующий мир, несмотря на все недостатки, — это наилучший и самый совершенный из всех возможных. Все, что в мире происходит, в конечном итоге приводит к хорошему. Эти идеи он изложил в своем произведении «Теодицея».
Уже в то время этот постулат философии Лейбница многим казался сомнительным. Противники философа придумали насмешливое название его взглядам — оптимизм. Со временем негативная окраска термина исчезла, и оптимизмом стали называть идеи философов с похожими взглядами [1].
Оптимистичные взгляды Лейбница раскритиковал французский писатель Вольтер (Voltaire) в философской повести «Кандид, или Оптимизм». Герои его повести повторяют знаменитые слова «Все к лучшему в этом лучшем из миров» всякий раз, когда с ними случаются несчастья. В конце концов главный герой Кандид начинает сильно сомневаться, что мир действительно «лучший».
Вольтер считал веру в доброту человека и мира беспочвенной. По его мнению, такой наивный оптимизм неправилен и даже вреден, потому что обесценивает человеческие усилия, которые могут этот мир усовершенствовать [2].
Вольтер в «Кандид, или Оптимизм»: «Оптимизм — это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо».
Несмотря на критику оптимизма, самого Вольтера относят, скорее, к философам-оптимистам, верящим в разум и прогресс человечества [3].
Помимо Лейбница и Вольтера тему оптимизма исследовал немецкий философ Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer), об оптимизме размышлял английский романист Даниэль Дефо (Daniel Defoe) в жизнеутверждающей истории о Робинзоне Крузо. Лев Толстой, которого иногда называют моральным оптимистом, затрагивал в своих произведениях идеи оптимизма.
Лев Толстой, из писем: «Пессимизм — глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим» [4].
В XX веке оптимизмом и оптимистами заинтересовались ученые-психологи.
Оптимизм — это хорошо или плохо?
С точки зрения психологии, оптимизм — это убеждение, что все будет хорошо, а оптимист — это здоровая зрелая личность, ориентированная на преодоление проблем, а не на уход от их решения [5].
Американские психологи первыми исследовали связь оптимизма с успешностью. Например, в 1960-х годах психолог Джулиан Роттер (Julian Rotter) связывал понятия «оптимист» и «пессимист» с тем, как люди воспринимают собственные успехи и неудачи. Так, существует связь между пессимизмом и перекладыванием ответственности за провал на внешние обстоятельства [6]. А тот, кто берет инициативу в свои руки и нацелен на самосовершенствование, оптимистичнее смотрит на жизнь.
Мартин Селигман (Martin Seligman) — еще один американский психолог, с 1960-х годов изучавший феномен счастья. Его идеи легли в основу позитивной психологии и позитивного мышления. Он связывал пессимизм с синдромом выученной беспомощности, а оптимизм, соответственно, с активной деятельностью и борьбой с обстоятельствами, без которых человечество не выжило бы.
Мартин Селигман, из книги «Как научиться оптимизму»: «Человеческий вид выжил в процессе эволюции благодаря своим оптимистичным иллюзиям относительно реальности».
Плюсы оптимизма
Есть данные, что жизнерадостные оптимистичные люди в целом более здоровы физически и психически, а также лучше адаптируются к ситуациям, быстрее и эффективнее решают проблемы [7].
Оптимисты живут дольше и здоровее
Позитивный образ мышления влияет на здоровье и уменьшает шансы заболеть, говорит наука. Обзор 15 исследований с участием более 200 тыс. человек показал, что у оптимистов на 35% меньше шансов заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями и на 14% меньше шансов умереть раньше времени [8]. Оптимистично настроенные люди также легче переносят хирургические операции — с меньшим количеством осложнений и меньшим процентом повторной госпитализации. У оптимистов обычно ниже уровень сахара и холестерина в крови. А еще позитивное мышление повышает иммунитет и снижает вероятность заражения инфекциями и раком.
Пока непонятно, делает ли оптимизм человека здоровым или здоровье приводит к позитивному настрою [9]. Но даже с учетом здорового образа жизни оптимистично настроенные люди имеют на 15% большую продолжительность жизни и на 50% больше шансов дожить до 85 лет, чем люди с негативным мировоззрением.
Оптимисты счастливее в отношениях
Исследования показывают, что оптимисты воспринимаются более привлекательными, чем пессимисты [10]. Кроме этого, у них и более крепкие романтические отношения. Это верно даже в том случае, если оптимист — только один из партнеров. Настрой на позитив помогает партнерам успешнее разрешать конфликты [11]. А еще ученые полагают, что идеализация партнера (то, что обычно свойственно оптимистам) делает отношения интереснее и счастливее [12]. Вероятно, оптимистичный настрой — это в целом более выигрышная стратегия для социализации и устройства своей личной жизни.
Они легче реагируют на повседневный стресс
Результаты 20-летнего исследования ученых Бостонского университета и Гарвардской школы общественного здравоохранения показали, что у оптимистов есть своя стратегия реагирования на стресс [13].
Зная, что им предстоит неприятная ситуация, люди с оптимистичным настроем представляют ее себе не как угрозу, а как один из вызовов, подобные которым они уже преодолевали в прошлом. Они как будто мысленно говорят себе: «Это уже было, ничего нового, справимся и с этим». Это помогает оптимистам оставаться хладнокровнее и собраннее — в отличие от тех, кто меньше верит в себя и не так позитивно настроен.
Они быстрее находят работу и получают повышение
Группа исследователей изучала влияние оптимизма на поиск работы среди студентов с дипломом MBA, а также наблюдала за их продвижением по службе в течение двух лет после окончания обучения [14].
Студенты-оптимисты продвинулись по карьерной лестнице дальше, чем их менее жизнерадостные сокурсники. Во-первых, они затратили меньше усилий, чтобы найти свою первую работу. Во-вторых, по прошествии двух лет оптимистов повышали чаще, чем пессимистов.
Ученые честно признают, что не могут точно объяснить этот феномен, но отмечают, что, возможно, оптимисты более гибкие и лучше справляются с проблемами. И в таком случае просто срабатывает «самоисполняющееся» пророчество — оптимисты верят, что у них все получится, и все получается.
Минусы оптимизма
Психологи, исследовавшие оптимистов и их настрой, обнаружили и «темную сторону» оптимизма.
Недооценка рисков и розовые очки
В когнитивной психологии и теории принятия решений излишне позитивный настрой, мешающий увидеть все последствия, называется оптимистическим искажением или предвзятостью оптимизма [15]. В эту когнитивную ловушку попадают люди, которые убеждены, что плохое случится, но не с ними — они переоценивают свои успехи и недооценивают риски [16]. Оптимисты не ищут или пропускают мимо ушей информацию, которая противоречит их радужным взглядам.
Оптимистическое искажение часто приводит к ошибочному планированию — как в повседневной жизни, так и в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Например, люди обычно переоценивают себя при использовании кредитных карт — они уверены, что у них-то точно получится уложиться в беспроцентный период [17]. Открывая собственное дело, оптимист убежден, что статистика, по которой примерно 50% стартапов закрывается в срок до пяти лет, к нему не относится [18].
Психиатр и психотерапевт Михаил Валуйский считает, что оптимистов можно разделить на рациональных и нерациональных. Рациональный оптимист осознает, что вероятности развития какого-то события могут быть и позитивными, и негативными. А нерациональный как раз будет отрицать любые исходы, кроме радостных и положительных. И оптимист второго типа окажется хуже приспособленным к жизни и с большой вероятностью останется глубоко разочарованным. Важно сравнивать свои ожидания с произошедшим, получать обратную связь и самообучаться. Если человек постоянно настроен на негатив и ничему не учится, это плохо. Но и совсем не принимать во внимание негативные сценарии — ошибка.
Токсичная позитивность
Некоторые оптимисты недостаточно сочувственно относятся к чужим переживаниям: таким людям неприятные эмоции не кажутся чем-то серьезным и стоящим внимания. Обратившись к оптимисту, человек с проблемами может услышать фразы вроде «все к лучшему», «не переживай, а улыбнись», которые воспринимаются как раздражающие банальности. Психологи называют это обесцениванием переживаний другого [19].
Наталья Чиркова, психолог телемедицинской службы «Теледоктор24» объясняет, что иногда оптимизм — это защитная стратегия человека, который таким образом отрицает свои негативные эмоции. Он находит во всем только плюсы: нет денег — зато похудею, живу в загибающейся деревне — а какой воздух. Ему кажется, что все в порядке, пока у него не начинает повышаться уровень тревожности. Дело в том, что он блокирует неприятные переживания, которые проявляются потом в виде беспричинной тревоги. Людям нужно проживать тяжелые чувства — например, при разрыве отношений, печальных событиях или неудачах. В такие моменты горечь, фрустрация или даже отчаяние — это нормально. Эти эмоции — часть психической реальности. Их важно прочувствовать и отпустить, от этого станет легче и можно будет снова вернуться к оптимистичному взгляду на жизнь. А постоянный напускной оптимизм лишает человека права на отрицательные эмоции и плохо отражается на душевном здоровье.
Иногда оптимизм — признак душевного расстройства
В психопатологии необоснованный и не принимающий во внимание реальные обстоятельства оптимизм — это один из симптомов маниакального расстройства. У человека в этом состоянии неадекватно повышенное настроение, прямо противоположное депрессии. Оно не соответствует реальности и часто граничит с эйфорией [20].
В психиатрии известен случай [21], когда человек, находящийся в маниакальном состоянии, почти одновременно получил известия о гибели на фронте двух сыновей и, тем не менее, оставался в веселом, жизнерадостном настроении. Такой ничем не оправданный и непробиваемый оптимизм вместе с другими признаками должен насторожить окружающих [22].
Как понять, оптимист ли вы
Один из тестов, который измеряет «уровень» оптимизма, предлагает психолог Мартин Селигман в книге «Как научиться оптимизму», изданной в России в 2013 году [23]. Нужно выбрать подходящие варианты ответа в 48 вопросах. Среди них нет верных или неверных — результат зависит от того, как человек объясняет себе свои победы и неудачи. Пессимист винит во всем себя, а победу считает счастливой случайностью. Оптимист объясняет поражение внешними факторами, которые от него не зависели.
Еще один очень популярный тест — это тест жизненной ориентации (Life Orientation Test или LOT). Он был придуман американскими психологами Майклом Шейером (Michael F. Scheier) и Чарльзом Карвером (Charles S. Carver) в 1985 году [24]. Им пользуются исследователи во многих странах, в том числе и в России. Психолог Татьяна Захарцова рассказывает, что этот тест используется, например, для оценки и профилактики выгорания или стресса. Она сама использует в работе с клиентами похожие тесты для постановки диагноза и выявления тяжести состояния — например, депрессии. Они помогают понять разницу между тем, что рассказывает человек о себе и его реальным самочувствием. Психологи из школ и детских садов используют их для диагностики детей, а психологи-теоретики — для сбора информации и описания общечеловеческих процессов и тенденций.
Подобные тесты можно найти в интернете, рассчитать свой результат и получить «предварительный диагноз». Так можно узнать больше о себе, получить информацию для размышления, но дальше все равно понадобиться помощью специалиста.
Как становятся оптимистами
Психиатр и психотерапевт Михаил Валуйский объясняет, что наследственного оптимизма, передающегося от родителя к ребенку, не существует — в отличие от, например, наследственной депрессии. Другое дело — воспитание в семье, «семейный» оптимизм. Если родители говорят: «Все будет хорошо, мы справимся, нам помогут», — сами не унывают и не впадают в депрессию, ребенок, скорее всего, тоже вырастет оптимистом. Такой оптимизм можно считать приобретенным или «выученным».
Того же мнения придерживается и психолог Татьяна Захарцова. Если ребенок растет в безопасности, родители удовлетворяют не только его базовые нужды, но и проявляют искреннее внимание и заботу, он наверняка вырастет оптимистом. Еще один важный момент — история рода. Если в памяти поколений одной семьи остались страшные воспоминания о войне или других мрачных событиях, то детям в этой семье сложнее проявлять оптимизм. Оптимистом можно стать путем сознательной тренировки, убежден основоположник позитивной психологии Мартин Селигман. Основываясь на методах когнитивной терапии, он предлагает модель ABCDE (на русском языке — НИПОМ).
Она состоит из пяти шагов:
Неприятность: определите ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Интерпретация: оцените, как вы чувствуете себя в этой ситуации. Последствия: осознайте негативные мысли, которые возникают у вас в ответ на ситуацию. Оспаривание: поищите доказательства, подтверждающие или опровергающие ваши негативные мысли. Мотивация: сосредоточьтесь на позитивных и реальных фактах, которые пришли вам в голову, и действуете в соответствии с ними.
Эту схему избавления от негативного настроя можно использоваться всякий раз, когда в голову приходят плохие мысли.
Нужно ли пессимистам становиться оптимистами
Не все ученые думают, что оптимизму можно и нужно «учиться». Светлана Пашкевич, заведующая лабораторией нейрофизиологии Института физиологии НАН Белоруссии, уверена, что с точки зрения нейрофизиологии оптимисты и пессимисты — абсолютно разные люди [25]. У оптимистов повышена концентрация эндорфинов — гормонов, уменьшающих боль и улучшающих настроение, а также изначально гораздо больше гормонов счастья — серотонина и дофамина. У пессимистов высок уровень гормона тревожности — кортизола. И именно кортизол позволяет мозгу объективно оценивать происходящее вокруг.
Если оптимисту для счастья достаточно эндорфинов, серотонина и дофамина, то у пессимиста гормоны радости вырабатываются в результате мыслительных процессов, интеллектуального труда. Так что пессимисту нужно будет сильно постараться, чтобы получить такой же заряд позитива, как оптимисту.
Но Светлана Пашкевич не отрицает, что повысить гормон счастья и у оптимистов, и у пессимистов можно: например, чаще смеяться или есть продукты с природным серотонином — бананы, кокосы, авокадо. А еще гулять на природе, заниматься спортом и высыпаться. Но с точки зрения науки, пессимизм — это не болезнь и не патология, поэтому, возможно, всем превращаться в оптимистов смысла не имеет.