Не так давно после 60-летнего перерыва Россия вернулась к строительству своих собственных речных круизных судов. Как обстоят дела на фоне санкций? Правительство выделило 15 млрд рублей на запуск строительства 7 судов гражданского флота - "лёд тронулся"?
1. река-море "Мустай Карим" проекта PV300, 2020 г.
Спроектирован Морским Инженерным бюро и построен на ССЗ «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Владелец АО «МашПромЛизинг». Оператор ООО «ВодоходЪ».
Заложен 28.3.2017, спущен на воду 11.9.2019, достроен 3.8.2020. 1-й круиз 22.8.2020, 1-й морской круиз в Азовское и Чёрное моря из Ростова-на-Дону в Новороссийск с 25.9.2020.
Водоизмещение 4500 т. 4 палубы + трюм. Длина 141,15 м., ширина 16,82 м., осадка 3 м. 2 двигателя x 1200 кВт. Скорость 22,5 км/ч. Автономность по запасам топлива 15 суток. Экипаж 141 человек. Вместимость 309 (329 или 342) пассажиров. 2 пассажирских и 4 грузовых лифта. 2 спасательные моторные шлюпки на 96 человек и 2 надувных спасательных плота на 400 человек. Каюты с остеклёнными лоджиями: 156 2-хместных стандартных, 2 2-хместных люкса, 3 3-хместных люкса. 2 ресторана на 329 мест, обзорно-музыкальный салон с баром на 200 мест, трансформируемый конференц-зал, пивной бар на 80 мест, читальный салон с баром на 50 мест, спортивно-оздоровительный комплекс (спа-салон, сауна, хамам, массажные кабинеты, тренажерный зал), парикмахерская, медкабинет. Инверсивный (обратно наклонный) нос для резки (вместо поднятия) волн повышает плавность хода, за что часто сравнивают с утюгом. Способен ходить при волнении до 3 м. и в битом льду глубиной до 30 см. Вместо гребных винтов полноповоротные винторулевые колонки.
2. река-море "Пётр Великий" проекта PV300VD, 2023 г.?
4 палубы + трюм. Габаритами схож с "Мустай Карим", только осадка чуть больше - 3,2 м. Длина 141,14 м. Ширина 16,82 м. Высота борта 5,5 м. Автономность по запасам топлива такая же - 15 суток, по запасам - 10 суток. Двигатели другие - 4 х 1140 кВт, и 3 винторулевые колонки вместо двух. Пассажировместимость меньше - 310 человек. Экипаж + обслуживающий персонал заметно меньше – 90 человек. 155 кают, включая стандарт, с лоджиями (только 9 без лоджий). Бассейн со сдвигающейся крышей, 2 джакузи, театрально-музыкальный салон со сценой для представлений, круглосуточный гриль-бар на открытом воздухе и ресторан с открытой кухней.
Закладка "Пётр Великий" для компании "Мостурфлот" (входит в "Московское речное пароходство") состоялась на Астраханском ССЗ "Лотос" в августе 2016 г. 6 декабря 2021 г. судно вышло на ходовые испытания.
Маршруты составлены для всех 4-х морей – Азовского, Черного, Балтийского и Каспийского, а также для рек.
3. река-море "Золотое кольцо" проекта ПКС-180, 15 мая 2023 г.?
Разработчик проекта - Морское Инженерное Бюро. Заложен по заказу нижегородской компании "Гама" на ССЗ "Лотос" в Астрахани в 2018 г. Спустили на воду в 2019 г. Для достройки перевели в Нижегородскую область. В 2021 г. вышел на ходовые испытания.
3 палубы + трюм. Длина 81,6 м. Ширина 13,83 м. Осадка 1,2 м. Высота 8,6 м. Надводный габарит 8,75 м. Дизель-генераторов 3 х 320 кВт. Скорость экономического хода на глубокой воде 18 км/час (9,7 уз.). Привод гребных валов - электромеханический. Автономность по запасам топлива - 14 суток. Пассажировместимость 180 чел. Экипаж и обслуживающий персонал 56 чел.
Для круизов на водных путях Европейской части России (Волга, Нева, Дон, Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийский канал, Канал имени Москвы, Волго-Донской канал) с возможностью выхода в Черное, Азовское и Каспийские моря с заходом в порты Сочи, Ялты, Севастополя, и других городов черноморского побережья.
4. река-море "Андрей Дубенский" проекта А45-90.2, 31.12.2023 г.?
Заложили на Средне-Невском ССЗ ОДК 31 июля 2020 г. Сейчас формируется корпус. В апреле 2022 г. 1-й теплоход выведен на открытый стапель, собраны основные блоки с 3-го по 7-й, ведётся установки надстройки 1-го яруса, параллельно устанавливается надстройка 2, 3 и 4 яруса из алюминия. Изготавливают фундаменты, трубопроводы, готовится погрузка оборудования.
Длина 99 м. Ширина 14,9 м. Высота борта 4,2 м. Осадка 2 м.
Надводный̆ габарит с заваленной̆ мачтой̆ 14,2 м. Экипаж 41 человек. Автономность 15 суток. Скорость хода 12,4 узлов. Однокорпусное судно с 3 пассажирскими палубами, прогулочной палубой, рулевой рубкой в носовой части на 2-й палубе, с кормовым расположением машинного отделения, 3-хвальной дизельной энергетической установкой. Эти суда не совсем круизные: их задачи перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяжённостью до 5000 км. Принцип их работы - как у поездов. На борту судна будут размещены ресторан, бар, фитнес комплекс с двумя саунами, деловой офис и камеры хранения. Для пассажиров на трёх палубах судна предусмотрены четырёхместные каюты III класса, трансформируемые двух-четырёхместные каюты II класса, каюты I класса и класса люкс, а также каюта для лиц с ограниченными возможностями.
Важной особенностью судна является возможность доставки пассажиров на берег и доставка пассажиров с берега на борт судна в условиях необорудованного причала. Для этого проект предусматривает размещение на судне быстроходного катера, который̆ также может использоваться в качестве разъездного средства.
Суда будут работать на социально значимом маршруте «Красноярск – Дудинка – Красноярск» на р. Енисей.
5. река-море "Виктор Астафьев" проекта А45-90.2, 31.12.2024 г.?
Тоже строится на Средне-Невском ССЗ.
На 2-м судне состыкованы 5-й и 6-й блоки корпуса, изготавливают другие блоки и фундаменты.
На закладке был рисунок и название.
Закладная табличка также уже известна.
6. река-море проекта 0.084.0 "Карелия", 2025 г.?
3 круизных судна проекта "Карелия" (оптимизированный и уменьшенный PV300 - раньше его обозначали как PV180 - не нашёл такого у МОрского инженерного бюро, а именно их проекты называют PV, у КБ "Вымпел" другие обозначения проектов) будут построены на заводе "Красное Сормово" ОСК по заказу компании "ВодоходЪ" при поддержке Правительства РФ и ГТЛК. Разработка КБ "Вымпел". Все суда имеют класс "река-море".
Кстати, на сайте самого КБ "Вымпел" представлены 2 проекта круизных лайнеров, не совпадающих с представленным правительством.
Другой вариант от "Вымпела". Сходство обоих вариантов с предложенным проектом заметно, но именно что только сходство.
Размерения меньше чем у PV300 (особенно ширина) для возможности прохода Беломоро-Балтийским каналом. 170-200 пассажиров.
Будут курсировать по Каспийскому, Чёрному и Белому морям и использоваться на внутренних водных путях.
Собственное название пока неизвестно.
7. река-море проекта 0.084.0 "Карелия", 2026 г.?
Собственное название пока неизвестно.
8. река-море проекта 0.084.0 "Карелия", 2026 г.?
Собственное название пока неизвестно.
А деньги выделили на 7 судов - значит, планируют ещё 4 корабля. Какие - пока неизвестно.
Подведём итоги: несмотря на все стоны "знатоков", после 60-летнего перерыва, в России построили 1-й речно-морской круизный лайнер (2020 г.), который уже 2 года эксплуатируются, вот-вот введут в строй ещё 2 (2023 г.?), строят ещё 2 (1-я серия, причём, для Енисея - 2023 и 2024 гг.) и готовятся строить 3 однотипных - (2-я серия, 2025 г и 2026 гг.). "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели", как говорил один известный нам герой. Россия вернула себе круизное речное судостроение. Осталось дождаться морского. О нём, кстати, мечтают в Санкт-Петербурге. Будем надеяться, что его вскоре тоже начнут строить.
Бонус для дочитавших: видеообзор новейшего "Мустай Карим". Надеемся, что ещё более новые круизные лайнеры будут ещё лучше.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин