Помню фразу из повести Галины Щербаковой, которую бедная мать из пролетариев, говорит своей дочери «Это у партии и торговли что не сезон — мода, а нам на г… пенка». В советское время был популярен лозунг «Народ и партия едины», но в реальности не было ничего похожего. И сейчас разрыв не меньше, а то и больше. О разрыве в контексте больше всего волнующей сейчас всех темы, поговорим напоследок, а пока — немного быта.
Жилье
Пока обычные граждане радовались получение малогабаритной двушки в хрущобе, партийным чиновникам выдавались просторные квартиры с высокими потолками в шикарных сталинках, имевшими «корпоративный характер» — соседи создавали собой правильное окружение.
Позже появилось понятие «цековских домов» — из светлого кирпича, с роскошными входными группами, с консьержами. Квартиры были огромными. Такой дом был и на улице, где жила моя кузина. Однажды она дитя коммуналки, зашла в гости к внучке (или правнучке) Микояна и была поражена размерами квартиры, двумя санузлами, роскошной ванной с окном и стеклянным полностью шкафом, эксклюзивным доя советской эпохи. Там же жили и другие «потомки». Кстати, придомовая территория была даже огорожена.
Конечно, в провинции все было поскромнее. Но имелись варианты. Например, в романе Людмилы Улицкой «Искренне ваш, Шурик», высокий партиец в Сибири попросту объединил в обычном доме несколько квартир.
Или взять дачи… Пока рядовые граждане получали свои 6 соток где-нибудь под Шатурой, у партийных были дачи в крутых местах и со всеми удобствами. Я видела такие дачи на Рублевке, газифицированные и с мебелью.
А что сейчас? У нашей партийной элиты даже нет нужды получать жилье, они сами приобретают квартиры в центре, особняки на Рублевке и на других престижных направлениях. Теперь с этим легко
Еда
Пока обычные граждане толкались за дефицитом, элита получала дефицитные спецзаказы, где и икорка, и гречка, красная рыбка, и колбаска хорошая копченая.
А что сейчас?
Дефицита продуктов (пока) нет, ну цены в пару раз выросли. В августе мы пошли отмечать годовщину свадьбы в очень дорогой московский ресторан (типа можно кутнуть иногда). Видели, как к зданию подъехала черная думская машина, водитель забрал внушительный пакет с заказом, так, между делом, и поехал дальше. А цены в думской столовой, как не раз писали, сильно отличаются от цен в реале, разумеется, в сторону понижения.
Одежда
У партийных в СССР были собственные спецателье, например. Плюс из заграничных поездок чего-то привезти. Не приходилось «бегать за дефицитом» и в очередях в ГУМ стоять.
А что сейчас? Проблем с одеждой нет, конечно. Поэтому данный пункт «в сравнении» неактуален.
Поездки за границу
Конечно, они все проходили под контролем, но были. Когда отца отчима, мелкую совминовскую сошку, возили в Чехословакию или Францию, то никуда особо не отпускали. И рассказывали страшные истории о понятно каких женщинах на площади Пигаль и историями, как с одного русского сняли в Булонском лесу костюм (да, «прекрасный» советский костюм).
А что сейчас?
Многие из нашей политической элиты не просто постоянно паслись в Европе, но и вросли туда корнями — дети или семьи там, недвижимость, опять же. Видимо, это из-за большого патриотизма. Теперь, конечно, все сложнее. Вот у одного из главных патриотов Владимира Соловьева в Италии виллы отняли.
Пристройство детей.
Вот я и подхожу к главной теме повествования. Детям чиновников в СССР было предписано учиться в МГИМО, или хотя бы в МГУ или Мориса Тереза, например. И карьера их была предопределена. И были в стране «неприятности», в виде, например, Афгана. Что я хочу сказать? Сыновья Сталина — Яков и Василий воевали в ВОВ, а Якова генералиссимус вообще отказался обменивать. Леонид Хрущев, сын Хрущева, погиб на фронте. Его участь разделил и сын Анастаса Микояна — Володя.
А потом эта традиция «равенства» прервалась. В романе Войновича «Шапка» есть эпизод, когда Петя — внук партийного секретаря, надежно откошен от Афгана, но потом вмешивается вышестоящий маршал, и все висит на волоске, завися от того, получит ли главный герой -Ефим, шапку.
«Дайте мне набрать роту из детей элиты, и война через день закончится».- говорил генерал Лебедь во время уже Чеченской компании.
А что сейчас?
Дети элиты и в последние годы учились в престижнейших ВУЗах, получали престижные должности не по возрасту, а многие уже давно за границей, во вражеских странах. И вот сейчас, сами знаете во время чего, хочется спросить, а где сыновья тех, кто всячески поддерживал и поддерживает и «выдает инициативы»? Где Сыновья Владимира Соловьева (35 и 20 лет), внук Зюганова (33 года), сын Валентины Матвиенко (49 лет), сын Медведева (27 лет), и многие другие? А сын Дмитрия Пескова вообще ответил позвонившим под видов военкомов «Я же Песков». Они — ДРУГИЕ. Да и сами депутаты имеют отсрочку.
И у некоторых до сих пор не возникает вопросов…