Фраза, вынесенная в заголовок, это не только концовка известного анекдота про крестьянина на печи, но и характеристика, которую можно дать большинству индейцев Северной Америки в их “дикарский”, исторический период. Практически все путешественники и исследователи отмечали природную лень индейских мужчин. Например,
Над индейцами всегда витает дух джентльменской лени. Живут не знают как, и все равно где. Они довольствуются малым, и если могут получить это, то полностью удовлетворены, а если нет, то обходятся и без него. Они принадлежат к секте философов, располагающейся между эпикурейцами и стоиками. Джон Т. Ирвинг-младший: “Заметки об индейцах”, 1833 г.
Однако, в данной статье я коснусь индейцев Вудленда, тех что жили в XVIII веке к югу от озер Эри и Онтарио (ирокезы, делавары, шауни и пр.). Причина: великолепные свидетельства очевидцев, проживавших между ними не один десяток лет, т.е. сделанные не мимоходом, а в результате длительных наблюдений. Я имею в виду миссионеров Моравского Братства Давида Цайсбергера с его рукописной “Историей американских индейцев” 1779-1780 г. и Джона Хеквельдера с его книгой “История, нравы и обычаи индейских народов Пенсильвании” 1818 г.
Свидетельства Цайсенбергера более емкие и беспристрастные, а Хеквельдера развернутые и несколько приглаженные в пользу индейцев, т.к. у него нашлось в конце жизни время, чтобы систематизировать свои знания и изложить их в книге.
Оба моравца схожи в своих наблюдениях об обязанностях супругов:
Мужчины охотятся, добывают мясо для дома и шкуры, чтобы обменять их на одежду для жен и детей, строят дома или хижины, а также помогают женам расчищать землю для посева и строить вокруг нее заборы. В обязанности женщин входит приготовление пищи, поиск дров, посадка и сбор урожая. Давид Цайсбергер
Кроме того, мужчины занимались изготовление каноэ, пирог и деревянной посуды, например, корыт для сбора кленового сока. Но всего этого для индейской семьи не требовалось слишком много, т.к. делалось для личных нужд, а трудозатраты на постройку жилища, чтобы пережить ненастье и холода в широтах, южнее крымских, были также невелики.
Проще говоря, индейцы не слишком сильно напрягались:
Североамериканские индейцы, которых я намереваюсь описать настолько хорошо, насколько мне удалось их узнать, по своей природе (сейчас я говорю о тех, кто пребывает в дикарском состоянии) ленивы в том, что касается работы. Если они находятся дома и не заняты охотой, они лежат весь день на своих лежанках и спят. Когда наступает ночь, они идут на танцы или беспорядочно бродят по улицам. Старики немного работают, рубят дрова или занимаются другими делами по дому, но молодые ничего не делают, если только их не вынуждает крайняя необходимость построить хижину, дом или что-то подобное. Давид Цайсбергер.
Даже во время кочевок по лесу:
Индейские женщины, отправляясь в путешествие или на охотничьи стоянки вместе с мужьями, если у них нет лошадей, то несут на спине вьюк, который часто кажется тяжелее, чем он есть на самом деле. Обычно он состоит из одеяла, выделанной оленьей шкуры для мокасинов, нескольких предметов кухонной утвари, таких как котелок, миска или блюдо с ложками, а также немного муки, кукурузы, соли и т. д. для питания в пути. Джон Хеквельдер
Большие физические нагрузки индейцы испытывали только тогда, когда требовалось перенести большой груз, а было нечасто: на волоках при кочевках и во время доставки шкур, если это нельзя было сделать на каноэ или на лошадях, которые прочно вошли в быт индейцев Вудленда, как минимум с 1730-х годов. Кстати, это приводило к “профессиональной” болезни - остеохондрозу, у женщин в шейных позвонках, т.к. груз через лямку упирался в лоб, а мужчин позвоночника, т.к. лямку они крепили на груди.
Отсюда происходят и физические характеристики индейцев:
Североамериканские индейцы среднего роста, хорошо сложены, стройные, легкокостные, хорошо приспособлены для передвижения по лесу, что во многом объясняется тем, что они не занимаются тяжелой [ежедневной] работой, а поддерживают свое существование за счет охоты. Давид Цайсбергер
А физические характеристики напрямую зависели от “индейской лени”, причину которой, на мой взгляд, лучше всего описал Хеквельдер:
В конце концов, утомляемость женщин ни в коей мере нельзя сравнивать с утомляемостью мужчин. Женский труд - тяжелый и изматывающий - непродолжителен и происходит от случая к случаю, в то время как мужской труд постоянен и суров до крайности. Если бы мужчина взял на себя часть обязанностей жены, в дополнение к своим собственным, он обязательно согнулся под тяжестью ноши, и, конечно, его бы семья пострадала бы вместе с ним.
От его усилий как охотника зависит существование всей семьи. Чтобы успешно выполнять эту часть своей тяжелой работы, мужчина должен поддерживать свои конечности настолько подвижными, насколько это возможно, он должен избегать изнуряющего, физического труда, чтобы его суставы не закостенели, и чтобы он мог сохранить необходимую телесную силу и ловкость тела. Все это позволит ему вести преследование и переносить неизбежные трудности, связанные с охотой, ибо нагрузка от охоты изнуряет тело и организм гораздо больше, чем ручной труд.
Ни ручьи, ни реки, мелкие или глубокие, замерзшие или свободные ото льда, не должны быть препятствием для охотника, когда он преследует раненого оленя, медведя или другое животное, как это часто бывает. В таком случае ему недосуг думать о состоянии своего тела, не слишком ли сильно разогрета его кровь, чтобы без опаски окунуться в холодный поток, ведь дичь, которую он преследует, убегает от него со всей возможной скоростью.
С ним часто случаются опасные происшествия, как с охотником, так и с воином (ведь он и то, и другое), и редко они не сопровождаются болезненными последствиями, такими как ревматизм или воспаление легких, от которых не спасет хижина для потения, от которой они так сильно зависят, и к которой они часто прибегают, чтоб снять усталость, особенно после утомительной охоты или военной вылазки. Такое потение не всегда является надежным профилактическим средством или эффективным лекарством.
Действительно, насколько индеец был “ленив” в быту, настолько он был неутомим на охоте или на войне, чему есть множество примеров, с которыми можно ознакомится на моем канале, поэтому не стесняемся и подписываемся, как на ЯД(е), так и в телеграмме https://t.me/frontirwest