Найти тему
7Дней.ru

«Нет»: неоднозначная мультижанровая новинка от режиссера «Прочь»

Черный неовестерн с элементами экшна, хоррора, детектива, комедии и научной фантастики от оскароносного Джордана Пила.

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

Новый фильм «Нет» (2022) любителя емких названий Джордана Пила, автора нашумевшего оскароносного хоррора «Прочь» (2017) и куда менее успешного ужастика «Мы» (2019), с уверенностью можно признать одной из самых странных и необычных картин года.

По сюжету, темнокожая семья Хейвудов, долгие годы занимающаяся в окрестностях Голливуда разведением и дрессировкой лошадей для съемок в кино, при загадочных обстоятельствах теряет главу семейства. Старик умирает от несовместимых с жизнью травм, полученных в результате необъяснимого (точнее, неважно объясненного) инцидента. Его сын О Джей, неразговорчивый флегматичный ковбой, спустя полгода безуспешно пытается продолжить отцовское дело, а дочь Эм, взбалмошный болтливый экстраверт, при каждом удобном и не очень случае рекламирует свои побочные занятия и не горит желанием до конца дней возиться с лошадьми. Брат и сестра ладят с переменным успехом, но в одну из ночей замечают в небе над родным ранчо нечто, что порядком изменит их жизнь.

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

«Ковбои против пришельцев» (2011), «Хищник» (1987), «Дрожь земли» (1990) – первые ассоциации и, пожалуй, самые очевидные референсы, всплывающие в памяти в связи с новым фильмом Джордана Пила. Тем не менее как художественное высказывание «Нет» определенно глубжеосновного сюжета, повествующего о борьбе нескольких отчаянных калифорнийцев с незваным неземным гостем.

С одной стороны, происходящее на экране правомерно расценивать как иллюстрацию хрупкости человеческого контроля над окружающим миром и расплату за алчную эксплуатацию дикой природы, производимую по принципу «любишь медок, люби и холодок». Напомним, Хейвуды – потомственные жокеи, зарабатывающие на конном бизнесе не одно поколение, а их сосед Джуп в детские годы снимался в популярном ситкоме, рейтинги которого держались на актере-шимпанзе. И если агрессивные реакции прирученных, казалось бы, зверей на случайные раздражители обнажают фундаментальную незащищенность человека перед животными и его принципиальную неспособность до конца подчинить себе их дикие инстинкты (одно неверное движение – и вот ты уже не всевластный хозяин положения, а беспомощная жертва на волоске от гибели), то появление на горизонте инопланетного разума ставит под сомнение лидерский статус Homo sapiens на всей Земле. Если люди вольны пользоваться другими существами в корыстных целях, почему бы и хищному пришельцу не поохотиться на людей, оказавшихся сильно ниже в межпланетной пищевой цепочке?..

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

С другой стороны, расхожий киносюжет «защита крепости», реализованный Пилом в сеттинге черного неовестерна с элементами экшна, хоррора, детектива, комедии и научной фантастики, в сухом остатке повествует о тщеславии и эгоизме персонажей, добровольно лезущих на рожон. Для каждого из главных героев появление загадочного гостя в облачном голливудском небе превращается во второй шанс – попытку поквитаться с судьбой за что-то, что пошло не так в прошлом, и реабилитироваться в собственных глазах за былые неудачи.

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

О Джей и Эм вместо того, чтобы бросить семейное ранчо и отправиться в безопасное место, решаются на схватку с противником. Формально – чтобы запечатлеть его, явить миру и, прославившись, разбогатеть. Но за видимой мотивацией скрывается подлинная – не посрамить славное имя предков и в некотором смысле доказать им свою состоятельность, переплюнуть их: заставить играть по своим правилам не очередного своенравного жеребца, но инопланетного хищника.

Собственно, название ленте, судя по всему, подарила короткая реплика О Джея, который, завидев затаившегося пришельца на угрожающе близкой дистанции в одном из самых волнующих эпизодов фильма, решительно произносит сам себе емкое «nope», т.е. не столько «нет», сколько «неа», легко додумываемое по смыслу в законченную фразу: «Неа, ничего подобного, я на это не куплюсь».

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

Через 15 минут экранного времени эту мысль внезапно разовьет стареющий циничный оператор Холст, вслух процитировав комедийную песенку Шеба Вули «Purple People Eater» («Фиолетовый людоед») – рок-н-ролльный хит конца 1950-х, не вполне понятный молодежи за столом, но абсолютно уместный в контексте основной сюжетной линии фильма: «Он спустился на землю и спрятался на дереве. Я сказал: “Мистер Людоед, не ешь меня”. И он ответил грубым голосом: “Тебя не трону, ты слишком жесткий”».

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

О Джей, вступая на тропу войны, намерен отомстить за гибель отца и показать, кто в доме (а по сути – на этой земле и этой планете) хозяин. Эм, пользуясь случаем, пытается отыграться за то, что в детстве ее лишили первого питомца (неслучайно О Джей называет пришельца Джинсовкой – кличкой той самой лошади, не доставшейся сестре), и продемонстрировать, что она круче, чем ковгерл: она алиенгерл вроде Эллен Рипли из франшизы «Чужой». Джуп, звезда ситкомов 1990-х, жаждет задним числом вернуть былую славу, создав рискованное шоу в собственном луна-парке, а, кроме того, одержим прошлым и надеется изжить детскую травму, много лет спустя вновь оказываясь лицом к лицу со смертельной опасностью. Энджел хоть и мандражирует заметно больше остальных, в глубине души счастлив разнообразить унылое существование одинокого продавца электроники, чтобы оказать добрую службу человечеству. А прожженный скептик Холст, которого, кажется, ничем не удивишь, и вовсе слетает с катушек при виде «плохого чуда», стремясь снять от первого лица величайший документальный кадр в истории.

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

В этом смысле «Нет» справедливо рассматривать как кино про кино. Прямые и косвенные взаимоотношения героев с миром кинематографа образуют фоновое обрамление основного сюжета.

Буква H, имитирующая пленочные кадрики на логотипе семейной компании, занимающейся подготовкой лошадей для фильмов; хроника с предком-жокеем, которую Эм смотрит на видеокассете; дверное окно, напоминающее киноэкран; впечатляющий аналоговый handmade-аппарат Холста и его столь же винтажный рабочий стол (очевидный намек на стилистическое и функциональное превосходство пленки над цифрой); трагедия на съемках сериала, пережитая актером Джупом в детстве; коллективная попытка поймать Джинсовку в объективы множества разных камер – все это недвусмысленное обыгрывание темы кино, хотя ирония финала состоит в том, что от головокружительных событий на ранчо Хейвудов для потомков остается вовсе не пленочное кино и не цифровое видео, а фото – неподвижное изображение, закольцовывающее историю и отсылающее к далекому предку О Джей и Эм, – тому самому прапра…деду-жокею, ставшему героем уникальных визуальных фотоэкспериментов до появления кинематографа.

   Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма
Хоррор "Нет", режиссер Джордан Пил (2022) Кадр из фильма

Так что же странного в новой работе Джордана Пила? Странным выглядит итоговое сочетание изложенных выше элементов. Не лишенные интереса, оригинальности и смысла по отдельности, на выходе эти ингредиенты превращаются в сомнительный киновинегрет, оставляющий смешанное послевкусие и немало обоснованных вопросов как к сценарию, так и к художественному решению картины.

Впрочем, сказать ли зрительское «да» фильму «Нет» – амбициозному и нетривиальному, но чрезвычайно несбалансированному, неровному и нестройному – каждый решает сам. Сделайте и вы свой выбор.