На радио шутят – уж лучше обнаружить в машине трусики без девушки,
чем девушку без оных.
Измена (адюльтер), предательство – тем страшны, что бьют ниже пояса, да ещё и неожиданно.
Но мало того, неожиданно, так ещё и в том фокус, что ждёшь от человека одного, а получаешь совсем другое.
Вот отчего такая боль и разрушения в центре личности – из-за нарушенных ожиданий!
И ладно бы те ожидания складывались на фоне общей культуры – де, живём же в одном культурном поле! Даром что, каждый по-своему её воспринимает и к ней относится, но и код ожидается у каждого единый... И это, конечно, напрасно.
Нарушение этих ожиданий происходят столь часто, что люди не успевают восстанавливать обрушающиеся отношения, получается целая череда ударов судьбы.
Гораздо серьёзней всё, когда эти ожидания строятся на основе серии переговоров в паре и взаимных обязательствах, обещаниях, если не любви до гроба, то хотя бы верности и заботы, тем более в болестях, бедах, да горестях!
Казалось бы, к чему принимать те обязательства, когда они абсолютно неподъёмны?!
Но разве всё наперёд просчитаешь, да ещё и будучи ослеплённым любовью – как известно, чего только ни пообещаешь, когда во власти страсти…
Ошибочные ожидания и строятся на иллюзиях (и не лишь о партнёре, но о себе), которые действуют в момент эмоционального подъёма.
То ли дело в старину – проверяли себя, да свои отношения во времени, в разлуке, в разных ситуациях… А теперь, время не ждёт, спешим, торопимся…
И вот, измена. Жизнь расставила всё по своим местам.
Психологи и спрашивают, а что, собственно, изменилось?!
Вот, прежде, жили себе в незнании об этих изменах и теперь, когда узнали, что изменилось кроме этого, вдруг, обретённого знания?
И недоумевают, когда слышат в ответ:
«А ничего больше и не изменилось, только это. Во всём прочем, всё, как было, так и осталось. Крыша одна, стол так же, и дела общие, мы ж, родители!»
(В иных случаях ещё и деловые партнёры)
«Только секс стал невозможным, получается. Спим врозь. Ну, какой тут сон, когда мне его прикосновения отвратительны, а сам он мерзок?!»
Т.е., узнав о коварстве человека, при сохранении всего его поведения, поступков к жене, мужчина, направив свою страсть к другой, считается сохраняющим верность и любовь, тем более что, пока жена сама не отлегла, он и с нею любовь крутил, долг свой супружеский старательно исполнял, не придерёшься! Так и она была удовлетворена, пока не прознала…
(В той же степени это и к людям другого пола относится, хотя, конечно, женская сексуальность иного рода, чем мужская, однако полигамность – вне пола).
Вот что значит, когда судят по поступкам!
А есть ведь, ещё и личностные отношения!
Если их в расчёт не принять, можно сильно ошибиться в оценке ситуации, и соответственно, в решениях по жизни!
В частности, разные женщины в ситуации измены мужа могут переживать разные чувства. Так и думать и действовать по-разному.
Боль – это так-то, слишком общо – какие именно переживания, проявления, с чем конкретно она связана, эта боль? – Вот в чём вопрос!
Так, одна женщина переживает боль в связи с тем, что она допустила ситуацию с обманом, доверилась тому, кому доверяться, явно не следовало бы. Т.е. её обида и злость не столько на него, сколь на себя обращены – «Как же я доверилась-то?! Нашла тоже, кому доверяться!»
Другая же, в той же ситуации, тоже переживает боль, но и значительно легче с нею справляется, однако не потому, что считает себя недостойной любви и верности, считает, и ещё как!
(Когда не считает, это уже совсем другая история!)
Но потому что, она знает, что от него можно ожидать, и каждый раз удивляется и радуется, когда обнаруживает его страсть кипучую, направленную к себе, и всеобъемлющую привязанность, личностное отношение к себе, как горячо любимой женщине.
И, конечно же, она огорчится, узнав о смене объекта его страсти, но отнюдь не обрушится личностно, сознавая всё его личностное отношение к себе и привязанность в целом, свою ценность для него.
Как там говорится, не страстью единой жив человек!
Страсть, она ведь такая, не особо разборчивая. Говорят, на безрыбье и рак за рыбу признаётся. Под ней и поведение может изменяться, порою и не на раз. Наваждение, оно такое…
Личностное отношение – совсем другое дело, оно сознательно, избирательно, активно и целостно.
Вот по нему и стоило бы судить, а не лишь по поступку, это вернее будет.
Хотя иные и назовут её «терпилой», и никогда не поймут, и даже осудят, но и сильно ошибутся в своих оценках.
Такая вот она, узость мышления – мышления по шаблонам, стереотипно.
А какое мышление, такая и жизнь. Мышление же направить, существенно полегче, а там и жизнь налаживается. Чем в психотерапии и занимаемся.
Автор: Юрий Анатольевич Ионов
Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru