Одной из проблем, с которыми обращаются на консультации родители подростков и сами подростки – эта панические атаки .
В этой статье, мы рассмотрим, и проанализируем, как протекает паническое расстройство и социальные проблемы с которыми сталкиваются подростки , с этим расстройством.
Паническое расстройство - тяжело протекающее тревожное расстройство, которые характеризуются- повторяющимися, неожиданными паническими атаками, включающими в себя физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, головокружение, боль в груди вместе со страхом повторения и изменением поведения с целью предотвращения атак.
По статистическим данным -менее 0,5% детей до 12 лет страдают от панического расстройства, однако его испытывает от 1 до 3% подростков с пиком между 15-19 годами.Паническое расстройство обычно возникает совместно с другими тревожными расстройствами, в частности с агорафобией, и больше среди девочек (1,7%), нежели среди мальчиков (0,5%).( «Жизненный опыт подростков с паническим расстройством: пояснительное феноменологическое исследование» , авторы работы – Холли Джей Бейкер, Амелия Холливуд и Полли Уэйт)
Рассмотрим симптоматику панических расстройств.
Физиологическая симптоматика:
- нехватка дыхания,
- ощущение сильного сердцебиения и тремор,
- деперсонализации/дереализации (чувство нереальности в отношении себя и окружения),
- удушье, отдышка, боль и стеснение в груди,
- повышение ЧСС и кровяного давления,
- тошнота, чувство тяжести в желудке, спазмы, диарея , сухость во рту, ком в горле,
- повышенное потоотделение , ладони и ступни мокрые и холодные,
- боль в мышцах, судорги, дрожь
- ощущения бессилия, сильная слабость в руках и ногах
Когнитивная симптоматика:
- страх смерти, боязнь сойти с ума или потерять контроль.
Приведем некоторые данные из обращений подростков на консультации с паническими расстройствами.
«У меня все обычно начинается с покалывания кончиков пальцев рук и ног, а потом распространяется на ноги и остальное тело, и ты не можешь двигаться вообще, поскольку не можешь ничего почувствовать, – поделилась своими ощущениями участница Эмма. – Затем возникает головокружение – ты встаешь, и все вокруг плывет, невозможно держать равновесие и, кажется, что если ты не схватишься за что-нибудь, ты просто упадешь. Ты не можешь нормально дышать и становишься совершенно жалким, просто тонешь во всем этом. Когда это начинается, я сразу думаю, что у меня случится паническая атака, и я паникую. Панические атаки – это самое худшее».
« Казалось, что стены смыкаются и смыкаются, хотя на самом деле ничего такого не было. Это как в приключенческих фильмах или сериалах. Ощущение легкой нереальности».
«У меня был учитель, который ничего не понимал. Однажды у меня началась большая паническая атака, я чувствовала, как наступают симптомы, и подняла руку, спросив, еле дыша: «Можно мне выйти на секунду?», а он такой: «Для чего?», я ответила, что мне просто нужно на воздух, но он сказал: «Нет». И я просто осталась сидеть, мне стало хуже. С тех пор у меня появилась такая боязнь того учителя и его урока, что я больше туда не ходила».
Проанализируем , как начинаются и протекают панические атаки у подростков.
Начало панических атак, обусловленное паническим расстройством, воспринимается подростками как серия внезапных, всепоглощающих физических ощущений: сильное сердцебиение, чувство потери дыхания, потение, тремор, боли в животе, покалывание в различных частях тела и головокружение.Это сбивает их с толку, кажется катастрофическим и непреодолимым. В то же самое время, подростки пытаются понять, что с ними происходит.
Во время этих ощущений негативные мысли ведут к усилению чувства паники, то есть мысли о панической атаке создают паническую атаку. Одни подростки испытывают сильные по интенсивности мысли, увеличивая этим неопределенность и страх, а также приводя к нарастанию атак цикличным способом.Другие подростки, думают о том, что во время панических атак они могут умереть.
Подростки, во время панических атак, могут испытывать чувство нереальности, как будто они во сне, и это их дезориентирует, теряется способность реалистично оценивать ситуации. Они чувствуют , что не могут изменить свои реакции и успокоить себя.
Несмотря на попытки избежать, предотвратить или закончить панические атаки, подростки чувствуют, что не могут избежать данного опыта, побежденные физическими ощущениями и пагубными мыслями.
Во время панических атак некоторые подростки применяют особые техники, чтобы помочь себе, например, глубоко дышать или «успокоить атаки», или же пытаются их игнорировать. Но эти действия не помогают, а порой и ухудшают ситуацию, что может приводить к ощущению обреченности.
Подростки чувствуют , что не могут принять себя (с паническими расстройствами) и не могут быть принятыми другими людьми. У них есть сильное социальное беспокойство и страх позора, что паника может появиться на людях. Эти переживания приводят к негативной самооценке, чувству ненормальности и изоляции от других.
Панические атаки приводят к циклу тревоги и избегания. Некоторые подростки даже перестают посещать школу и другие общественные места ( кружки, секции). Они чувствуют себя отвергнутыми и опозоренными, а негативные взаимодействия с другими приводят к ощущению, что с ними что-то не в порядке, что они не вписываются, что они отличаются от других людей.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод:
- Подростки испытывают паническое расстройство как тяжело протекающий цикл интенсивных физических ощущений и катастрофических мыслей, которые в итоге полностью их захватывают.
- Социальные проблемы, недопонимание, ничем не помогающие реакции других приводят к ощущению отличности и ненормальности, к негативной самооценке.
Принимая во внимание значительный стресс, испытываемый подростками с паническим расстройством, доступ к своевременному и эффективному психологическому лечению имеет решающее значение.
Психолог Наталья Шкурат
Автор: Наталья Викторовна Шкурат
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru