ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ
КАК ФОРМА ЗАПУСКА, ПОДДЕРЖАНИЯ, РАЗВИТИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В ГРУППАХ
Перепалка, ссора за ссорой, тыкания, терапевтирование без запроса участниками друг друга, подколки, сарказм, нравоучения, передача открытости как горячей картофелины из рук в руки, лишь бы спрятаться, сбежать и укрыться, бесконечный юмор, смех, веселье, понукание ведущего, нападение, высмеивание, вечное вешание проекций из группы в группу из встречи в встречу. Все перечисленное есть механизмы защиты.
Вопрос в другом, когда их включать? Как и зачем?
Есть такой феномен как эмоциональная распущенность - когда люди приходят на группу не за помощью, а скорее сменить формат жизни, расслабиться, оттянуться, не работать над собой, а показать себя, найти себе полезных знакомств, чему-то научиться, но не работать нет. Не прилагать усилие, вникать, осознавать себя, окружающих, слышать и видеть, что происходит, а впасть в детское состояние (в регресс) и сказать у меня лапки, ничего не знаю работайте за меня, учите меня, сделайте что-то я пришёл и вы уже должны быть мне благодарны, я плачу вам деньги!
Мне грустно наблюдать за данной феноменологией. Ее становится все больше. Растёт равнодушие и псевдосолидарность как групповые процессы. Мы же все тут не на долго, мы тут чтобы нас научили, сказали как правильно, сделали за нас, повеселиться.
Почему я говорю именно о эмоциональной распущенности?
Давайте подумаем зачем людям включать такое огромное количество защит? Когда по сути опасности нет. Стульями в тебя не кидаются, с пистолетом у виска никто не стоит. Но защиты включены на максимум, разгоняются, пестуются, их холят и лелеят.
Как отличить этот феномен от действительного напряжения в группе?
Эмоциональная распущенность ощущается как допинг, внутренний раж, хочется ещё, это убегание от каких-то сложных для себя тем, включение в перепалку, азартное наблюдение за теми кто в перепалке или подливание масла в огонь, некоторое состояние драйва, куража и веселья. В процессе много смеха, горестных и печальных заявлений о том какой я несчастный и как меня все обижают, но скорее вы заметите демонстративно-нарочитый характер высказывания, он будет звучать некоторой претензией укоризной к присутствующим, это бесчисленное множество вопросов на вопрос к тебе, вместо ответа о своём состоянии или отношении к процессу, а если это вопросы к участнику, то они скорее характера назидательного, разоблачающего, с ощущением внутренним, что тебе сейчас придётся отдуваться за всех, быть в некотором центре всеобщей потехи, зрелища для народа, в воздухе чувствуется кураж и напряжение, как бы облегчённый вздох остальных слава богу не надо быть открытым, сейчас отвлеку от себя, а кто-то пусть отдувается, единство группы достигается за счёт псевдосолидарности, близости в таких процессах нет места тут правят балом эмоции, жизнь кипит и льётся, это весело задорно, прикольно, но не очень про терапевтическую группу.
Напряженная же ситуация в группе ощущается леденящей, холодной, заражённостью. Люди осторожны в высказываниях, много молчат, лица закрыты, эмоции сдерживаются, напряжение прорывается через участников «проводников» агрессивного, тревожного фона; это и большое количество высказываний-опасений при небольшом оттаивании, много разговоров вокруг правил, надежности жизни, общества, группы, поиска опор как правило внешних, не среди участников, это резкие единичные высказывания о недовольстве, беспокойстве, тревожном ощущении и небезопасном состоянии в группе, чувствуется много напряжения, страха, настороженности, опасливости.
Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru