Перед прибытием на Камчатку меня ждала 4-часовая пересадка в Хабаровске. Сидеть в аэропорту было скучно, и я решил погулять по городу. Местное время было что-то около 6 утра (еще плюс 3 к байкальскому, или плюс 7 к московскому), общественный транспорт уже ходил, поэтому направился в центр на автобусе. Забавно было осознавать, что у большинства моих родственников и знакомых еще вчерашний вечер, а у меня для них уже завтрашнее утро.
Город напомнил Минск, но с каким-то неуловимым дальневосточным колоритом. Широкие улицы, здания советской архитектуры - видно, что Хабаровск строился по проекту, а не был хаотично застроен. Меня он расположил к себе мгновенно. Доехав по ул.Муравьева-Амурского до Градо-Хабаровского Успенского собора, я прогулялся по парку и спустился по красивой лестнице к набережной Адмирала Невельского.
По набережной проложена велодорожка; люди бегают, катаются на велосипедах, просто гуляют, несмотря на ранее время.
Амур бесподобен. Широченная гладь воды, где-то вдали в дымке вздымаются горы.
В голове почему-то зазвучало:
"На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят."
Очень высокая влажность. Не знаю, это постоянное явление или я так попал.
Обратно в аэропорт поехал на такси - праворукой тойоте. Стоит оно тут заметно дешевле, чем в Иркутске - примерно на уровне чаевых, предлагаемых приложением яндекс-такси в Питере. Кстати, кофе в аэропорту тоже значительно бюджетнее. Видимо, доходы населения в регионе так себе.
Весь путь до Петропавловска-Камчатского продрых в кресле. Мне досталось место у прохода, поэтому соседи меня постоянно тревожили походами в туалет или еще куда. Меня от этого несколько потряхивало. А они, наверное, недоумевали, почему человек днем все время спит. В общем, лететь на восток мне не очень понравилось. Забегая наперед, при возвращении в Питер я особых неудобств из-за смены часовых поясов не испытывал.
Итак, приземлились. Я достал вареную сосиску (себя) из кресла и потащил(ся) к выходу. Несмотря на амебное состояние, зал прилета очень удивил - это просто временный ангар. С трудом нашел место для крупногабаритного багажа и увидел, что моя коробка с велосипедом ползет по ленте с обычным багажом. Оригинальненько... Что по их мнению тогда крупногабаритный багаж?
А тут жарко. За 30, наверное. Встретил меня Леша Рябов, представитель клуба "Рандоннёры Камчатки". По пути провел небольшую экскурсию. Дорога из аэропорта в Петропавловск-Камчатский считается одной из красивейших в России. Четырехполосная автострада на фоне вздымающихся вдалеке вулканов. Сейчас вулканы были в легкой дымке "выноса" - потока холодного тумана, идущего от океана. Поэтому красивые фото не получились, но будут дальше - уже с бревета. К слову, фото того знаменитого памятника с медведями - "Здесь начинается Россия" - тоже не будет - он был как раз на реконструкции.
Хостел я выбрал заранее недалеко от места старта. Позже оказалось, что от него ходит куча автобусов в центр, так что проблем с передвижениями не было. Почему не на велике? Во-первых, еще на Байкальской 600-ке начал болеть ахилл, и я весь промежуток времени между бреветами потратил на его лечение, в которое входило втирание плацебо-мази и некатание на велосипеде. А во-вторых, города пешком узнаются лучше. Да и общественный транспорт - это тоже интересно.
В Питере, планируя поездку, собирался взять у Леши его МТБ и на нем покататься по округе. А ночевать в палатке на Халактырском пляже на берегу океана. Но не судьба. Поэтому решил потратить время на легкие прогулки по городу, благо в нем есть что посмотреть.
Итак, самое топовое место - это центр города, где находится пляж и Никольская сопка. Вдоль набережной стоят деревянные ларечки, где продается кофе, фаст-фуд, сувениры и еще что-то.
Взять стаканчик капучино, сесть на скамеечку и потягивать кофе, слушая крики чаек и любуясь Авачинской бухтой, утопающей в утренней прохладной дымке. Потом идти вдоль линии прибоя, разглядывая морские звезды и вдыхая запах такого близкого океана. Подняться на сопку и обалдеть от того, что туман уже рассеялся, и всё вокруг расцвело красками, которые совсем не ожидаешь увидеть в этом суровом крае...
В 1854 году, во время Крымской войны, на Никольской сопке разворачивались боевые действия во время атаки англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчатский. После уничтожения 3-й и 7-й наших батарей, неприятель высадил десант численностью 700 человек, который был наголову разбит тремястами защитниками города. В память об этом событии на сопке установлено несколько памятников.
А еще на Никольской сопке можно познакомиться со всеми камчатскими вулканами. И даже ехать никуда не надо:
Сфотографироваться так, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что ты был на Камчатке:
Познакомиться с историей камчатских экспедиций:
Да просто погулять по тропинкам с красивыми видами.
А потом спуститься к пляжу и подкрепиться местной шаурмой с крабом.
С новыми силами пройтись по центру:
И поехать домой, потому что скоро должен приехать Леша Рябов и повезти к Трем братьям.
Итак, Три брата. Это скалы, выступающие из воды на входе в Авачинскую бухту. По легенде, братья защитили бухту от большой волны из океана и окаменели. А теперь охраняют бухту и город от опасностей.
Добраться туда можно только на джипе. Ну или с Лешей Рябовым на его маленькой праворукой тойоте.
Да, забыл сказать, что кроме меня в Камчатской тысяче решили принять участие еще два представителя "Балтийской звезды" - Леша Сергеев и Вадик Малаховский. Сначала встретились с Вадиком.
Леша рыбу не ест, поэтому с нами в ресторан не пошел. Но чуть позже мы все собрались на брифинге.
Познакомились с президентом "Рандоннёров Камчатки" Владимиром Ослоповским, обсудили маршрут, правила поведения при встрече с медведями (которые я аккуратно записал, но забыл куда), поели вкусной рыбки, расписались на флаге (надеюсь, не на прощание) и разошлись по домам. Завтра старт.
Старт назначили на 5 утра. Мне после всех перелетов и смен часовых поясов уже было все рано на эти условности, выраженные цифрами. Проснулся, позавтракал, собрался и вышел на улицу. А на улице туман-туманище. Вынос, пришедший с Тихого океана, накрыл уже полюбившийся рандоннёрам город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Ээээ... Простите, навеяло. Прохладно. Включил фонарики и покрутил на старт.
А на старте уже все, ждут одного меня. Ну вот и он, то есть я.
Итак, участники. Из представленных на фото это: первый - Тимаев Владимир, третий - ваш покорный слуга, четвертый - Сергеев Алексей, шестой - Малаховский Вадим, седьмой - Рябов Алексей. Остальные приехали проводить нас в столь ранний час. А снимает нас Ослоповский Владимир, который взял на себя функцию сопровождения и урегулирования вопросов с местными. С местными обитателями лесов. К слову, Леша Рябов вырос, можно сказать, с ними бок о бок, поэтому его нахождение с нами было не менее полезно для нас. Да и спокойнее было с ним. Пока он не начинал рассказывать истории из жизни. И тогда все кусты вдоль дороги начинали казаться смертельно опасными, а назад становилось страшно оглядываться.
Что ж, стартовали. Сначала ничего особенного. 4-полосное шоссе с редкими в столь ранний час машинами. Будто и не Камчатка, а что-то более приземленное. Едем, болтаем о чем-то. Девушка, решившая нас проводить до Елизово (к сожалению, не помню как ее зовут), даже заскучала от нашей неспешной езды и уехала вперед, чем несколько огорчила Вадика, пытавшегося доставить ей удовольствие красноречием и обертонами своего баритона.
Но вскоре мы свернули на более узкую дорожку и стало интереснее.
Начался подъем на перевал, выглянуло солнце, распогодилось. Группа оказалась примерно равной по силам, поэтому в подъемы ехали слаженно.
Первый привал был в Сокоче - это примерно 90-й километр от старта. Перевал пройден, можно подкрепиться и немного расслабиться. Физически, но не морально - после 120-го километра начинается медвежий край. Начинают попадаться знаки "Берегись медведя", кое-где видны следы их нахождения на дороге.
Почему-то раньше я думал, что дороги на Камчатке - это убитые серпантины на склонах вулканов. Оказалось с точностью наоборот. Основное (то есть единственное) шоссе проходит на север полуострова по плато между двумя горными хребтами. Асфальтировано только до поселка Мильково (нашей крайней точки следования), но зато какой это асфальт! Почти на всем протяжении новенький, идеальный; едешь и радуешься.
В деревне Малка заехали в магазин, поели мороженое (а температура к тому времени поднялась до 35 градусов) и съездили по грунтовке к минеральному источнику.
Первый КП - 202-й км - у памятника дорожникам. Им, честно говоря, есть за что возводить такие вот, рукотворные - прекрасную дорогу построили. А человек, который пристроился там с лопатой, конечно, лишний.
Солнце жарило немилосердно. Останавливались почти у каждой речки. Хорошо, что они попадались достаточно часто, да и вода в большинстве была питьевой.
Незадолго до Милькова окружающий пейзаж изменился - к дороге подступили леса, спрятав горы за собой. Пересекли реку с названием Камчатка. Тут же памятный столб, посвященный встрече и последующей дружбе русских с ительменами - коренными жителями этих мест.
Перед Мильково раскинулись сельскохозяйственные угодья - засеянные поля на фоне горного хребта. Кстати, если бы мы поехали дальше, то могли бы увидеть Толбачик и Ключевскую Сопку. Если они, конечно, не скрыты за лесами. Но пока дорога туда грунтовая, поэтому в формате бревета не закатить. Будем ждать новых подвигов дорожников. Или всё-таки в поход?
Село Мильково имеет достаточно давнюю историю. Для заведения земледелия в этих краях по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1738 году с берегов Лены на Камчатку было перевезено 20 семей, 5 из которых в 1743 году обосновались на реке Имчерек, которая стала называться Мильковушкой, там и возникло село Мильково. Потом, при дальнейшем освоении Камчатки, сюда начался приток крестьян, ремесленников, казаков и другого люда. Тогда и произошло сближение с ительменами, которые позаимствовали многие русские обычаи, знания и умения. В советское время село было достаточно развитым и богатым. Да в общем, и сейчас не сказать, что находится в упадке. Есть три школы, спортшкола, филиал сельскохозяйственного техникума, РДК, музей, физкультурный центр, регулярно проводятся различные мероприятия.
А в этот день нам надо было еще скататься обратно до реки Клюквенной и вернуться снова в Мильково, где в доме у Лешиных родителей был организован спальный КП. Это примерно 70 км, которые мы проехали уже в темноте.
На ужин была вкуснейшая уха из местной рыбы, что-то не менее вкусное на второе (не помню уже что), а потом душ и спать...
Как-то долго прособирались утром, Вадик даже стал нервничать стоя во дворе и пожираемый комарами. Наконец, попрощались, поблагодарили хозяев за хлеб-соль, оседлали своих конец и поскакали обратно, в Петропавловск.
Вадик, кстати, всю дорогу жаловался на плохое самочувствие, но уверял, что быстрее выздоровеет на велосипеде, чем лежа на диване.
Снова пошли прекрасные пейзажи. Долина между хребтами гор - это очень живописно.
Снова памятник дорожникам (на этот раз 475-й км - почти половина пути), где Владимир в очередной раз накрыл нам поляну. Вадик мужественно пытается выглядеть здоровым и жизнерадостным.
Примерно на этом отрезке и произошло забавное событие, закончившееся, впрочем, без жертв.
У меня внезапно пошла нога, и я начал отрываться от группы, Вадик усидел на колесе, остальные отстали. Так вот, лечу, расположившись на лежаке, особо не смотрю вперед. Вижу - стоит слева какая-то машина, помигала фарами, мужик что-то крикнул - ну здоровается, наверное, подумал я. Вдруг слева меня обгоняет Володя Ослоповский на своем минивэне и спокойно так говорит, что за ним медведь. Когда отъехали на безопасное расстояние, поведал как дело было. Мол, я мчу, ничего не замечая. Водитель стоящей на обочине машины моргает фарами, потом видит, что я не реагирую, кричит: "Медведь!" И в момент, когда я уже должен был показаться в зоне обнаружения данного представителя семейства млекопитающих отряда хищных, меня и прикрыл своим минивэном Володя, находящийся в оперативной близости.
Вадик же вовремя сообразил и притормозил у той машины. Поэтому Володе пришлось за ним возвращаться, чтобы сопроводить ко мне. А для этого ему, естественно, пришлось оставить меня одного. Со всех сторон подкрадывались медведи. Я вышел на центр дороги, чтобы... Ну чтобы быть подальше от всех них, наверное. Каждая прожитая секунда казалось даром Божьим. Чрезвычайно не хотелось, чтобы огромный зверь поедал мою плоть, рыча и брызгая слюной мне в лицо. А ведь Леша Рябов рассказывал, что медведи зачастую не убивают свою жертву, а начинают ими лакомиться, пока пища еще жива. Треща костями и жадно разрывая сухожилия, которые потом застревают между зубов и свисают из пасти.
Наконец подъехал Володя, а с ним и Вадик. Решили, что лучше подождем парней и дальше поедем одной группой.
Жара! Охлаждаемся почти у каждой речки.
В Малке зашли в уже знакомый магазин, подкрепились мороженым и напитками. Дальше можно ехать спокойнее - наступает цивилизация, медведи крайне редки. Вадик начал вызывать опасения - выглядит хуже и долго приходит в себя после езды по жаре. Но решает ехать дальше.
Незадолго от Сокоча, где в кафе находится КП6 (587 км), Вадик начинает серьезно отставать. Долго сидим в кафе, наконец он принимает решение сойти. Грузим его велик в минивэн и грустно прощаемся.
Да, еще в Сокоче обратили внимание, что машины и мотоциклы, которые едут со стороны Петропавловска, мокрые. Оказалось, что за перевалом идет дождь. Понадеялись, что к нашему приезду он прекратится и поехали.
Не прекратился. Стоило выехать из Сокоча, как стало накрапывать. На перевале нас накрыло уже качественно. Завидовали Вадику, который ехал в сухой и теплой машине. Внезапно очень захотелось есть. В Елизово нашли ларек с шаурмой и кофе. Рядом - крытая остановка со скамеечками. Это было волшебно! Самая вкусная в моей жизни шаурма с восхитительным кофе три в одном из пакетика! На удобнейшей скамейке под уютной крышей! Пировали минут 30, потом поехали. И тут же приехали. Прокол. Вот почему если прокол, то это всегда под дождем, в темноте и на грязной обочине возле пролетающих машин? И почему именно у меня?
Термальный. 681-й километр. Когда начинали бревет, предвкушали, как будем наслаждаться тут теплыми источниками. Сейчас же хотелось просто побыстрее добраться до кровати в Петропавловске и лечь в сухую постель. Но перед этим питательный КП. У волонтера полный багажник еды и напитков. Съели и выпили дай бог десятую часть. Но этого хватило для того, чтобы проехать оставшийся на сегодня полтинник до Петропавловска и забраться на перевал перед ним.
Да, граница города проходит как раз по вершине перевала. То есть чтобы покинуть Петропавловск, надо крутить наверх, и чтобы попасть обратно - тоже.
Утром снова разболелся ахилл. Но сходить после всего пройденного совсем не хотелось. Поехал. На старте нас с Лешей Сергеевым уже ждал Володя Ослоповский. Больше пока никого не было. Потом оказалось, что Владимир Тимаев решил из-за плохого самочувствия тоже не продолжать бревет, а Леша Рябов немного задерживается. Поехали вдвоем.
Из-за боли в ахилле и Лешиной рваной езды я начал нервничать и решил ехать отдельно. Возможно, высказал это резко, прошу у него прощения. Бывает такое на бреветах, когда все и всё начинает раздражать. Не все могут держать себя в руках.
На третий день перевал перед Сокочем (да, мы снова поехали в ту сторону - ну нет пока еще других пригодных для бревета дорог на Камчатке) показался гораздо тяжелее. В первый день закрутили с шутками и прибаутками, а сейчас пришлось поупираться.
В кафе застал Лешу. Тот, видимо, понял мое состояние, не стал драматизировать произошедшее. Чуть позже подъехал Володя Ослоповский. Сказал, что Леша Рябов уже едет. Мы доели и покрутили дальше. Надо было добраться до 136-го километра трассы, там развернуться и ехать в Петропавловск уже на финиш.
Мой ахилл стал потихоньку проходить. Я устроился на лежаке и, подгоняемый попутным ветром, мчал к точке разворота. Лёша иногда прикрывал мой тыл, иногда ехал рядом. Светило солнышко, все было замечательно. Пожалуй, это одна из прекраснейших дорог, по которой мне доводилось ехать. О медведях не думалось. А вот уже и точка разворота. Неужели всё? 136 километров обратно и маршрут завершен... Пожалуй, первый раз эта мысль на бревете вызвала сожаление.
В Малке в очередной раз заглянули в магазин. Уже не для того, чтобы восстановить силы, а скорее чтобы продлить поездку.
Потом встретили Лешу Рябова, который подарил мне рукава с символикой их клуба. Большое ему спасибо, это было неожиданно и очень приятно!
В Сокоче снова заехали в кафе...
Забрались на перевал...
Спустились, заехали на то самое, красивейшее шоссе с видом на гряду вулканов...
И вот осталось 17 километров...
Впереди последний подъем до границы города, а потом спуск до самого финиша на центральной площади.
Всё. Володя вручил по огромной медали, поздравил, затащил в одну из кафешек на набережной, где мы и отметили наш финиш. Грустно. Завтра в самолет и - прощай, Камчатка! - когда еще свидимся...
Через пару часов финишировал и Леша Рябов.
А вот и диплом:
На следующий день Володя отвез в аэропорт, где мне пришлось понервничать сначала из-за отвратительной работы по регистрации на рейс, потом снова понервничал во Владивостоке, когда у меня на повторном досмотре отобрали подаренный Лешей Рябовым обсидиан, который я неосмотрительно положил в ручную кладь, затем понервничал в Екатеринбурге, где так долго готовили пиццу, что я, не дождавшись ее, пошел на посадку (хорошо ещё, что не заплатил).
Но зато скоро встретился с семьей и весь вечер делился впечатлениями о поездке. О том, как сбылась моя мечта. Побывать на Байкале. Побывать на Камчатке. И проехать там бреветы.