Существует распространенная точка зрения, что современное избегание ушуистами силовой подготовки - результат реформ ушу в годы Китайской республики. Однако это несколько однобокая позиция. Вообще, если очень грубо и условно разделить реформаторов, то получим две основные группы, определявшие направления развития:
- военные и номенклатура Гоминьдан;
- образованные представители Мира У-линь.
Реально, конечно, сторон было больше, да и эти порой отлично взаимодействовали, чему пример те же Всекитайские Испытания в Ханчжоу.
Да и границы эти - тоже условны, один и тот же человек вполне мог оказаться представителем двух этих кругов, и чего то еще, как тот же Чжу Гофу, мастер вполне традиционного #синъицюань и генерал Гоминьдана.
И в рамках совершенно идеологизированного Гоминьданского Центрального Института Гошу могли отлично уживаться традиционные мастера уровня Сунь Лутана и Ван Цзыпина с профессиональными военными типа Чжан Чжицзяна и Ли Цзинлиня с нормальным военным образованием европейского образца от Военной школы в Баодине, ставшей кузницей кадров для Бэйянской армии Юань Шикая. А если еще вспомнить про марксиста Тан Хао, занимавшего там высокий пост в администрации Института, то картина получается вполне занимательной. :)
Все эти деятели прекрасно понимали назревшую необходимость реформ ушу. Вот только понимали - по разному.
Традиционно принято считать, что «номенклатурно-армейская клика» стремилась отбирать наиболее практичное из всего доступного им общемирового материала (включая бокс и дзюдо, атлетику и гимнастику, и много другого), плотно интегрируя с китайскими боевыми искусствами. А в пику им «интеллигентская клика У-линь» стремилась больше основываться на китайском материале, в основе обучения ставя не практическое применение, но целостное и разностороннее развитие человека как многосторонней личности, где боевые искусства лишь инструмент для развития морально-этических качеств.
Но и это тоже черно-белое восприятие той ситуации. И даже неважно, что еще сам Чжан Чжицзян, ректор Института, называл такие задачи, достигаемые через занятия ушу, как:
физическое и нравственное воспитание, укрепление обороноспособности страны, увеличение производительности труда, поддержание общественного порядка, дать отпор угнетателям, охранять народовластие. Основная идея – спасение государства, спасение народа..
Для чего были разработаны знаменитые «Три взращивания» Центрального Института в Нанкине, затем распространявшиеся по всей стране в среднеобразовательных учебных заведениях и многочисленных гошугуанях. Эти «Три взращивания» таковы:
- нравственное воспитание (воспитание высокой морали);
- умственное воспитание (воспитание интеллекта);
- физическое воспитание;
То есть по факту как бы основной результат тренировок - ставился на последнее место.
Более того, несмотря на активное заимствования Западных и японских систем и методик, вполне использовали традиционные китайские наработки. В то время выходит крайне занятное руководство «Введение в китайские боевые искусства: внутренняя сила и боевые искусства». Часть книги посвящено несложной системе нэйгун, а вот следом идут довольно известные силовые упражнения.
Наличие такой методички противоречит устоявшемуся мнению, что интеллигенция ушу той поры активно отрицала силовую подготовку, а военные боролись с «феодальными пережитками» типа нэйгун.
Не будем затрагивать тонкие материи (хотя на удивление, в методичке не разделяют внутреннее и внешнее, а считают это взаимосвязанной и целостной составляющей процесса обучения ушу), поговорим о любимых нами упражнениях на развитие силы. Упражнения относятся к стилю #багуачжан (напомню, что этот стиль был одним из основных в Институте еще с времен его основания). Целью упражнений является развитие силы плеч, рук, запястий, пальцев и.. ног. Тренироваться предлагалось каждое утро и вечер.
В методичке сразу после нэйгун следует выполнять один из традиционных приемов боевых искусств - повороты ладоней с нагрузкой.
Вот как рекомендуются подготовится к этому упражнению:
Сначала подготовьте два мешка с песком, размер которых такой же, как у сумки для книг, и наполните их обычным или железным песком. Используйте хлопчатобумажную веревку длиной около 66 см, она должна быть толстой, а не тонкой, чтобы не повредить пальцы. Вес мешка с песком можно определить в зависимости от силы рук. Он не должен быть слишком легким или слишком тяжелым. Если он легкий, эффект не будет нужным. Если он тяжелый, будет сложно правильно выполнять упражнение. Поскольку сила руки будет увеличиваться, вес мешка с песком также должен увеличиваться.
Предлагалось использовать последовательно мешки в 2,5 кг, 5 кг, 7,5 кг, 10 кг, 12,5 кг, 15 кг. Веревки с мешками подвешивались на основании больших пальцев.
Здесь также можно было сперва использовать один кирпич на ладонь, а по мере укрепления рук увеличивать их количество. Или просто использовать мешки с песком из предыдущего упражнения - зачем плодить сущности?
Всем - хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2022