Фильм "Унесённые ветром" я посмотрела до того, как прочитала роман Маргарет Митчелл. И тогда я, разумеется - даже не по молодости, а по ранней юности лет - обожала Скарлетт и не любила Мелани. Только за то, что та... была. И мешала счастью яркой, дерзкой, ослепительной главной героини.
Ничего сейчас не буду писать о том, как поменялось моё отношение к ним обеим с годами, но всё-таки задам себе тогдашней один вопрос: это где же были мои глаза, что не разглядели красоту Оливии де Хэвиленд? :) Нет-нет, я знаю, что многие разглядели и считали, что для милой скромной Мелани эта актриса уж слишком хороша. Но вот я как раз из тех, кто не разглядел.
И костюмы сыграли в этом немалую роль.
Художник по костюмам, Уолтер Планкетт, был блестящим мастером. Да, ему нужно было сделать так, чтобы наряды героинь нравились современницам, так что и 1860-е, и 1870-е в фильме пропущены через фильтр 1930-х. Но при этом так эффектны, что мы любуемся до сих пор. И, конечно, всё самое лучшее - и самое броское - доставалось Скарлетт, а Мелани... Что Мелани! Она "всего лишь" жена и мать, добропорядочная хозяйка дома. Естественно, её наряды много скромнее. Однако при этом они ещё и изо всех сил прячут красоту актрисы. Да, очаровательное лицо вроде бы не спрячешь. Но его обрамление может заставить воспринимать эту красоту по-другому. Например... можно сделать природную прелесть более детской!
В романе об этом и сказано: "Скарлетт с инстинктивным презрением и сознанием своего превосходства воскресила в памяти тоненькую детскую фигурку Мелани, ее серьезное личико, напоминающее своим овалом сердечко – такое простенькое, что его можно было даже назвать некрасивым". Или: "Это было крохотное хрупкое существо, производившее впечатление ребенка, нарядившегося для маскарада в огромный кринолин своей матери".
Вот чудесный образ, и жаль, что в фильме он очень быстро промелькнул. Однако, по-хорошему, у этого вечернего платья должно было быть глубокое декольте. Платья в ту эпоху были или закрытыми - такие носили днём, или совсем уж открытыми, для вечера, с вырезами, которые приоткрывали плечи. А здесь маленький треугольный вырез, ни туда, ни сюда. Зато - особенно в сочетании с бантом - он делает образ Мелани не роскошным (каким он мог быть, будь платье более открытым), а именно детским. Миленько!
А вот наряд, дополненный фартучком. Да, подобные в ту эпоху действительно носили. Конечно, не с визитными или нарядными платьями, а повседневными. Они и защищали платье, и украшали его - там могли быть и оборки, и банты, и вышивка, как у Мелани. Всё-таки это не фартук кухарки, а фартучек настоящей леди. Однако этот наряд, как мне кажется, не делает Мелани более "солидной" хозяйкой дома, а, наоборот, превращает в милую гимназисточку. Женщина-дитя!
То же самое и с вязаным ансамблем. Он тоже, кстати, весьма исторически верен, другое дело, что в музеях таких почти не увидишь - быстро изнашивались, распускались, переделывались да и вообще не хранились, в отличие от ценных сложных нарядов. Так что спасибо Планкетту за эту деталь. И при этом в вязаном головном уборе Мелани опять-таки выглядит по-детски мило. Это же не бархатный капор с лентами, который даже в лаконичном исполнении всё равно намного элегантнее.
Словом, наряды Мелани не просто скромнее, чем у Скарлетт. Они - во всяком случае, некоторые - более детские, более трогательные, и помогают прятать тот факт, что Оливия де Хэвиленд могла кружить головы не хуже, чем Вивиен Ли.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!