Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Унесённые ветром": Мелани-дитя

Фильм "Унесённые ветром" я посмотрела до того, как прочитала роман Маргарет Митчелл. И тогда я, разумеется - даже не по молодости, а по ранней юности лет - обожала Скарлетт и не любила Мелани. Только за то, что та... была. И мешала счастью яркой, дерзкой, ослепительной главной героини.

Ничего сейчас не буду писать о том, как поменялось моё отношение к ним обеим с годами, но всё-таки задам себе тогдашней один вопрос: это где же были мои глаза, что не разглядели красоту Оливии де Хэвиленд? :) Нет-нет, я знаю, что многие разглядели и считали, что для милой скромной Мелани эта актриса уж слишком хороша. Но вот я как раз из тех, кто не разглядел.

И костюмы сыграли в этом немалую роль.

Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)

Художник по костюмам, Уолтер Планкетт, был блестящим мастером. Да, ему нужно было сделать так, чтобы наряды героинь нравились современницам, так что и 1860-е, и 1870-е в фильме пропущены через фильтр 1930-х. Но при этом так эффектны, что мы любуемся до сих пор. И, конечно, всё самое лучшее - и самое броское - доставалось Скарлетт, а Мелани... Что Мелани! Она "всего лишь" жена и мать, добропорядочная хозяйка дома. Естественно, её наряды много скромнее. Однако при этом они ещё и изо всех сил прячут красоту актрисы. Да, очаровательное лицо вроде бы не спрячешь. Но его обрамление может заставить воспринимать эту красоту по-другому. Например... можно сделать природную прелесть более детской!

В романе об этом и сказано: "Скарлетт с инстинктивным презрением и сознанием своего превосходства воскресила в памяти тоненькую детскую фигурку Мелани, ее серьезное личико, напоминающее своим овалом сердечко – такое простенькое, что его можно было даже назвать некрасивым". Или: "Это было крохотное хрупкое существо, производившее впечатление ребенка, нарядившегося для маскарада в огромный кринолин своей матери".

Промо-фотография к фильму "Унесённые ветром" (1939)
Промо-фотография к фильму "Унесённые ветром" (1939)

Вот чудесный образ, и жаль, что в фильме он очень быстро промелькнул. Однако, по-хорошему, у этого вечернего платья должно было быть глубокое декольте. Платья в ту эпоху были или закрытыми - такие носили днём, или совсем уж открытыми, для вечера, с вырезами, которые приоткрывали плечи. А здесь маленький треугольный вырез, ни туда, ни сюда. Зато - особенно в сочетании с бантом - он делает образ Мелани не роскошным (каким он мог быть, будь платье более открытым), а именно детским. Миленько!

Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)

А вот наряд, дополненный фартучком. Да, подобные в ту эпоху действительно носили. Конечно, не с визитными или нарядными платьями, а повседневными. Они и защищали платье, и украшали его - там могли быть и оборки, и банты, и вышивка, как у Мелани. Всё-таки это не фартук кухарки, а фартучек настоящей леди. Однако этот наряд, как мне кажется, не делает Мелани более "солидной" хозяйкой дома, а, наоборот, превращает в милую гимназисточку. Женщина-дитя!

То же самое и с вязаным ансамблем. Он тоже, кстати, весьма исторически верен, другое дело, что в музеях таких почти не увидишь - быстро изнашивались, распускались, переделывались да и вообще не хранились, в отличие от ценных сложных нарядов. Так что спасибо Планкетту за эту деталь. И при этом в вязаном головном уборе Мелани опять-таки выглядит по-детски мило. Это же не бархатный капор с лентами, который даже в лаконичном исполнении всё равно намного элегантнее.

Кадры из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадры из фильма "Унесённые ветром" (1939)

Словом, наряды Мелани не просто скромнее, чем у Скарлетт. Они - во всяком случае, некоторые - более детские, более трогательные, и помогают прятать тот факт, что Оливия де Хэвиленд могла кружить головы не хуже, чем Вивиен Ли.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!