Даже те, кто задумывается о собственной личности, часто затрудняются структурировать представления о себе и доступно сформулировать понимание собственной личности. Еще 60 лет назад психологи Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили модель, которая не утратила актуальности и сегодня.
О методике «Окно Джохари» и том, как с ее помощью можно анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, рассказывает Александр Лебедев — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, кандидат экономических наук, бизнес-трекер, консультант по раскрытию потенциала компаний и настройке их кратного роста.
Все мы живем и коммуницируем в обществе. И от того, как мы сами себя воспринимаем и как воспринимают нас окружающие, зависит очень многое.
Важно знать правду о себе и иметь обратную связь от окружения. И стараться сделать так, чтобы эти две картинки были максимально близки друг к другу.
В коучинге широко используется методика, называемая «Окно Джохари». Она иллюстрирует важность и значение обратной связи для человека.
Условно восприятие человека окружающими и его представление о себе можно поделить на 4 зоны:
1. Открытая зона
Здесь находится то, что вы знаете о себе и другие знают о вас. Если в этой зоне у вас максимум информации, то общение с другими становится эффективнее. Ваши способности, навыки, поведение — вы контролируете это, и окружающие вас понимают.
2. Слепая зона
Те качества, которые окружающие видят, а вы не осознаете. Обратная связь от других как раз помогает расширить открытую зону и уменьшить слепую. Чем больше слепая зона, тем яснее ваша наивность, незнание себя.
3. Спрятанная зона
Здесь отражается то, что вы скрываете о себе. Качества, которые не связаны с конкретной работой и командой, нет необходимости демонстрировать. А вот если вы скрываете то, что необходимо, это может привести к снижению эффективности взаимодействия. Будьте более открытыми с командой.
4. Неизвестная зона
Те качества, которые еще не проявлялись и неизвестны ни вам, ни окружающим. Возможно, не хватает опыта. В этом случае стоит расширять свои возможности — новые проекты, хобби, смена деятельности.
С помощью методики Джохари мы познаем себя. Ее можно применять в различном контексте: в работе, в личной жизни.
Хотите развиваться и развивать свой бизнес — управляйте знаниями о себе и обратной связью от окружающих. Это важнейший навык создания формирующей среды предпринимателя.