Многие наши матери, сестры, жены или просто знакомые носят эти славные имена. Поэтому этот день особый во всем православном мире. Больше всего «женских именин», поздравлений с Днем Ангела приходится именно на 30 сентября.
Вот уже на протяжении 19 столетий в память святых мучениц освящаются и называются храмы и пределы в храмах, а имена Вера, Надежда, Любовь и София являются самыми распространенными среди прочих женских имен. Какой же подвиг они совершили?
В Житии святых мучениц в изложении святителя Димитрия Ростовского повествуется, что во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Риме жила вдова по имени София (София означает премудрость). Воспитывала она трех дочерей, названных в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь.
Девочки хорошо знали книги Ветхого и Нового Заветов, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и домашних трудах, во всем повинуясь горячо любимой матери. А так как Вера, Надежда и Любовь были еще и очень красивы и умны, на них вскоре все стали обращать внимание. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Начальник области Антиох, услыхав о них, пожелал их видеть. После встречи со святым семейством он понял, что они – христианки, поскольку они не скрывали своей веры, а совершенно открыто пред всеми прославляли Христа Спасителя всего рода человеческого, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.
Обо всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг с тем, чтобы они привели девиц и их мать к нему.
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.
При этом София сказала, что дочерей своих она обручила Христу, чтобы душевную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.
Царь, оценив мудрость и красоту матери и ее дочерей, решил отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладия, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.
Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении немало времени для научения дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.
Когда настал третий день, они были снова приведены к царю. Андриан заговорил с ними сначала ласково и льстиво. Св. Димитрий Ростовский так передает речь царя.
«Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми».
Адриан под угрозой пыток потребовал, чтобы девочки и мать принесли жертву языческим богам. Приказ его был отвергнут: «У нас есть Бог Небесный, – ответили они, – его детьми мы желаем остаться».
Тогда девочек подвергли жестоким пыткам. Вера была самой старшей – ей было 12 лет, Надежде – 10, а младшей Любови – 9. Страшные мучения выпали на их долю, но сила веры и помощь Божия помогли им вынести все испытания. Раскаленное огнем железо не причинило им вреда, а котел с кипящей смолой охладился…
В конце концов, обезумевший Адриан повелел отрубить мученицам головы. София же проявила необыкновенное мужество и во время пыток убеждала дочерей вытерпеть мучения во Имя Жениха Небесного.
Мать не подвергли пыткам по жесткому расчету, оставляя ей жизнь в безысходном горе.
Мужественно и со смирением приняли свою смерть одна за другой ее девочки. Ничто не смогло отвратить их от веры. Несомненно, что в мученическом подвиге им помогала и их укрепляла Божия благодать. Тела растерзанных дочерей были отданы Софии, чтобы продлить ее душевные страдания.
Софья положила останки дочерей в ковчег и с почестями захоронила их за городом.
Находясь на их могиле три дня, она усердно молилась Богу, и на третий день Господь принял и ее многострадальную душу. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Она также увенчана мученическим венцом, потому что если не телом, то сердцем своим страдала за Христа.
Случилось это в 137 году.
Претерпевшие душевные и телесные муки София и дочери ее Вера, Надежда и Любовь причислены к лику святых.
Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии вплоть до Великой Французской революции хранились в Эльзасе – в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо, что буквально переводится как «ясеневый остров». Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).
С тех пор святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
В 1792 году, спустя три года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а в монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, начинается постепенное восстановление монастыря.
В 1938 году католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг из песчаника XIV века, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раке с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства. В правом из реликвариев хранится вторая частица мощей св. Софии, привезенная из Рима в 1938 году.
Стихи, посвященные самым любимым
***
Последний день восходит сентября,
За окнами опавших листьев шорох…
И лишь едва затеплится заря
Колокола разбудят сонный город.
И Божьи храмы словно оживут,
Прославят миром имена святые ‒
Любовь, Надежду, Веру и Софию
И Ангелы им гимны воспоют.
А мы всё ищем радостей земных,
Успехов, денег, встреч, ночных свиданий,
И поминаем Ангелов своих,
Когда невмоготу, когда страдаем.
Как хорошо, что есть у нас Любовь,
Которая всегда во всем прощает,
И молится, и в путь благословляет,
Порой, превозмогая боль.
***
Надежду, Веру и Любовь
И мать Софию нынче славят.
Им гимны Ангелы спевают
Из горней вечности святой.
Да будет мир в сердцах у всех
И доброта, и мудрость Божья!
И нас не одолеет грех
На жизненных путях тревожных.
Желаем нашей маме мы
Любви и радости обильной,
Душевной чистой красоты,
Путей паломнических дивных!
Чтоб озарять нас в жизни сей
И доброты дарить нам лучик,
Чтоб каждый день казался лучшим
Других хороших добрых дней!
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!