Вчера у одного блогера, которого я читаю, вышло обсуждение на тему буллинга в школе. Начитавшись комментариев, меня знатно триггернуло, и я решила посвятить теме школьных "Голодных игр" этот пост.
Я решила разделить его на 2 части, чтобы было удобнее для понимания и прочтения. Здесь я расскажу свой опыт, во второй части - психологический разбор и решение.
Я всегда была типичной "хорошей девочкой". Сейчас на терапии мы раскопали, что меня так воспитала бабушка - хорошая девочка №1 нашей семьи. Хорошая, и очень властная))) Я росла доброй, беззлобной, тихой и улыбчивой девочкой, которая радовала бабушку. И хотя с другой стороны у меня был папа-панк, который учил давать сдачи, бить в нос и быть крутой девчонкой, бабушкин образ пай-девочки повлиял на меня сильнее, и подсознательно сидит во мне и сейчас. Так же большое влияние на меня произвела детская синенькая Библия, страх перед карающим Богом, и идеализация благородной и прощающей фигуры христианина.
В обложке поста - Вилланель из сериала "Убивая Еву". То, что здесь она в крестильном наряде не избавляет её от того, что на самом деле она - психопатка и бездушная убийца. Посмотрите, рекомендую ;)
С буллингом я познакомилась в 7 классе, когда сменила школу и была новенькой. Мне казалось, что для того, чтобы меня приняли, я и должна быть "хорошей" - ведь хорошей быть хорошо и правильно, в том, чтобы быть хорошей нет подвоха. Тебя полюбят по факту твоей хорошести и правильности, ведь именно так ты и ... получал любовь от старших, верно. И кааак я ошибалась в свои 13 лет.
Как это выглядело сверху. В уже сформировавшуюся социальную группу попадает новенький - непонятный и неизученный. 13 лет - возраст очень сложный, там бунтарство, первые попытки сепарироваться от старших, стремление получить признание и уважение, борьба за власть в своей группе (классе). А тут потенциальная угроза, надо показать ху из ху и убедиться в своей позиции. А в ответ на конфронтацию я - белая, пушистая и покорная. Надо сразу отметить, что и среда так же повлияла - вместо нападения ребята могли проявить ко мне интерес, хотя бы с подачи учителя. И сам буллинг происходит не от хорошей жизни, а от научения, т.е. и одноклассников буллили, просто скорее всего уже их родители/значимые близкие.
И вот в чём фокус - если бы я просто была в позиции "ребят, всё ок, я не претендую на Вашу власть, дайте мне тихо отсидеться до выпускного" - картина была бы другой. Но нет, я была мега-святошей, которая не то, что ответить не могла, я молчала. Дать сдачи - это низко, я не хотела следовать пути агрессии (вот это пацифизм)) ). Плюс не было понимания как постоять за себя, ведь я же получила от бабушки воспитание Института Благородных Девиц, а папины уроки борьбы цензурировались и мной не принимались.
Почему жертвенная позиция триггерит других на агрессию? Потому что жертва слабая - а быть слабым стыдно. Агрессору не позволяли быть слабым, его ругали за проявление чувств - "что ты разнылся как девчонка?", "твои желания никому не интересы". Если ему нельзя быть слабым, то почему Ане можно? Чем она лучше? Это способ балансировки значимости.
Поэтому, трудности хорошей девочки значительно превышают её выгоды. Да, ты как будто бы в плюсе на фоне агрессоров. Ты избегаешь открытого конфликта, потому что вроде как не агрессируешь. Ты веришь, что тебя будут любить за то, что ты послушный и покорный, правильный и подходящий. И конечно, ты получаешь защиту и похвалу от Спасателей, тебя жалеют и качают на ручках. Но...
Ты же триггеришь агрессоров, которые не могут позволить себе быть беззащитными. Не справедливо? Да, мир и его современные тенденции далеки от страниц Библии. Ты ждёшь Спасателя, который либо может не появиться, либо превратиться в такого же агрессора, если не получит свою выгоду. Не можешь принять ответственность за себя. Выученная беспомощность.
Фильм Догвилль - отличный пример подобного поведения. 3 часа артхауса с Николь Кидман в главной роли. Николь здесь - хорошая девушка, над которой издевается целый город, а она покорно принимает их действия. Не для слабонервных, но смысл передаёт отлично. Треугольник Карпмана со всеми его вытекающими.
В следующем посте я расскажу, чем закончилась моя школьная история, а так же психологический разбор Жертвы-Агрессора-Спасателя.