В начале своего увлечения живописью уроженец Нижнего Новгорода Николай Дмитриевич Дмитриев (1837–1898) немало сил отдал историческим полотнам.
Это одна из самых известных и, может быть, удачных его исторических картин. Восставшим стрельцам предъявляют насмерть перепуганных царевичей – Ивана и Петра (будущего императора). Получился, если говорить по-киношному, "приквел" известнейшей картины Сурикова:
Вот что (в частности, среди прочего) сделало Петра таким жестоким и таким непримиримым к стрельцам! Хотя надо признать, что Суриков, конечно, "мощнее".
Вот и Академия Художеств скромно оценивала достижения Дмитриева на этом поприще. И в 1863-м году Николай сотоварищи стал участником знаменитого «Бунта четырнадцати» (смотрите нашу статью "Всё началось с восстания"). Он вышел из Академии со званием художника второй степени и стал одним из основателей Артели свободных художников. Чтобы отличаться от многих других Дмитриевых, добавил к своей фамилии эпитет Оренбургский.
Изменились и его устремления в избранной профессии. История осталась в прошлом. Наступала эпоха реализма. В 1868 году за полотно «Утопленник в деревне» 30-летний художник наконец удостоен звания академика.
В 1869 году новый судьбоносный поворот. Живописец сопровождает великого князя Николая Николаевича Романова в поездке на Кавказ, в Харьковскую и Воронежскую губернии. Привозит из путешествия альбом из 42 рисунков. И уже за казённый счёт в 1871 году отправляется в Европу. В Париже становится одним из основателей художественного объединения «Общества русских художников».
Там же и происходит переход Дмитриева-Оренбургского от жанровой к батальной живописи. Ведь началась Русско-Турецкая война. Общий всплеск патриотизма. А тут ещё и получение Высочайшего заказа на сюжеты из истории этой кампании 1877–1878 годов.
За две картины («Штыковой бой полков русской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года» и «Въезд императора в город Плоэшты») Академия Художеств присуждает ему профессорское звание.
Для дальнейшей работы над картинами этой же серии Дмитриев-Оренбургский изучает документы, общается с участниками боёв, выезжает в Болгарию на места сражений. Девять лет ушло на «погружение в материал», наброски, эскизы…
И вот лет батальные полотна Дмитриева-Оренбургского начали появляться на выставках. И с большим успехом. Даже скупой на похвалы Верещагин очень тепло отозвался о работах «свежего» баталиста.
Ряд его новых полотен, посвящённых эпизодам Русско-Турецкой кампании, украшают большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце.
Колоссальное количество репродукций батальных картин художника появляется в журналах, на красочных открытках…
Как важно для художника (да и вообще, для любого человека) найти свою тему, своё дело, для которого ты предназначен!... Но увы. Замечательный художник и настоящий патриот Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский скончался в 1898 году в Санкт-Петербурге после тяжёлой болезни.
Читайте в этой рубрике:
Самый необычный и модный художник пушкинских времён
«Особа бабьего сословия». Е.Д. Поленова, художница, первой нарисовавшая Бабу-Ягу
Посмотрите на это чудо! Художницы-передвижницы