Необходимо ли изменять нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случае указания в отчете по инвентаризации указанных выбросов сведений о передвижных источниках загрязнения атмосферного воздуха?
Отвечает ведущий юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») (в редакции от 1 ноября 2019 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п. 4 указанной статьи Федерального закона инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом согласно п. 5 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв. Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, вступил в силу с 1 марта 2022 г.) (далее – Порядок) при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
На основании п. 5 указанного нормативного правового акта при проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
На основании изложенного, нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников загрязнения окружающей среды.
При этом в отношении передвижных источников нормативы допустимых выбросов не устанавливаются.
Таким образом, в случае указания в отчёте по инвентаризации выбросов сведений о передвижных источниках загрязнения атмосферного воздуха необходимость изменения нормативов допустимых выбросов отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 4 ст. 16.2 указанного Федерального закона при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
На основании изложенного, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ исключительно стационарными источниками выбросов.
При этом обязанность расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками действующим законодательством не установлена.