Тигр I, или «Panzerkampfwagen Tiger Ausführung E» (Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E), появился на свет в мае 1942 года, но его замысел и развитие можно проследить непосредственно от 1936 и 1937 годов с работами над 30-33-тонным танком. танк фирмы Henschel und Sohn в Касселе.
Сама машина была создана немцами как относительно поспешная разработка, вызванная шоком от столкновения с советским тяжелым танком КВ-1 и средним танком Т-34 после операции «Барбаросса» (вторжение в Советский Союз) в 1941 году.
В машине сочетались элементы, полученные в результате разработки других тяжелых танков 30- и 36-тонного класса D.W. серия от фирмы Henschel and Sohn, G.m.b.H. из Касселя, а также конструкция башни и орудия от Fried Krupp A.G. из Эссена из проекта 45-тонного танка от Dr.h.c.F. Порше К.Г. Штутгарта. Как и другие немецкие танковые проекты, разработка очень сложна, пересекается с десятками других проектов.
Предыдущие тяжелые танки класса 30 и 36 тонн не имели достаточной брони, и после мая 1941 года было решено, что серийным тяжелым танкам в 1942 году потребуется не менее 100 мм лобовой и 60 мм бортовой брони.
Далее, тяжелому танку, способному уничтожать танки противника, требовалось более крупное орудие, способное пробить чужую броню. По мере того, как броня и огневая мощь, запланированные для танка, увеличивались, росла и масса.
Танк должен был преодолевать вброд небольшие водные преграды, что, в свою очередь, означало, что способность преодолевать броды должна была быть увеличена до такой степени, чтобы машина могла работать в подводном положении в течение коротких периодов времени.
Это требование было установлено на глубине 4,5 м и, наряду с требованием по защите гусеницы, означало множество новых компонентов для этого танка ВК45.01(Н) («полностью гусеничная экспериментальная машина, 45 тонн, конструкция номер 1 от Henschel) должны были быть созданы или изменены.
К ним относятся:
- Водонепроницаемость моторного отсека и моторного отсека на глубину до 4,5 м (давление – 145 424 Па).
- Выхлопная система двигателя и система охлаждения трансмиссии Привод башни (от главного вала).
- Топливная система с 4 топливными баками (способными погружаться на глубину до 4,5 м) вместимостью 348 литров, включая броневой лист толщиной 8 мм поверх верхних топливных баков внутри корпуса.
- Телескопическая воздухозаборная труба.
- Новые амортизаторы и отбойники для первого и последнего опорных катков.
- Хранение 92 снарядов калибра 88 мм.
- Держатели инструментов (внутренние и внешние).
- Радиоустановка — радио FuG 5 в стандартной комплектации для всех машин, а также FuG 2 для машин командира взвода (FuG — Funkgerät).
- Гидравлический насос и трубопровод для бронещита.
- Система трюмных насосов (для удаления воды при погружении).
- На каждую ось будет добавлено третье опорное колесо с резиновыми шинами (из двух), чтобы справиться с новым 58-тонным весом.
- Оригинальные гусеницы шириной 520 мм, которые были разными для левой и правой стороны, были объединены в единую конструкцию гусеницы (Marshkette) для обеих сторон шириной 725 мм, чтобы справиться с возросшим весом.
Это создало проблему износа компонентов, так как сопротивление гусениц с каждой стороны танка было разным, а также означало, что для перевозки требовался второй комплект гусениц (Verladekette шириной 515 мм), чтобы поместиться на дрезине.
Также пришлось снять крайние четыре опорных катка с каждой стороны. Модификации рулевого механизма L600C (от VK36.01) для удаления наименьших радиусов поворота (теперь планетарный механизм с двойным радиусом)
Однако, несмотря на необходимые модификации, производство прототипов было начато к 3 января 1942 года, когда компания Krupp отправила в Henschel первый корпус VK45.01(H) (Wanne Nr.1). За ним 11 апреля 1942 года последовала первая башня (Turm Nr.1), оснащенная 8,8-см Kw.K.36 Rohr No.1. Четыре дня спустя, 15 апреля, корпус № 1 и башня № 1 были соединены вместе, чтобы создать первую машину. 17 апреля, имея в запасе 40 минут, инженеры и техники работали круглосуточно, прототип был готов как раз к моменту его погрузки на прицеп, чтобы его можно было перевезти на местную железнодорожную станцию.
Оттуда он отправился поездом и прибыл на полигон 19-го числа, как раз вовремя для презентации и осмотра главой Рейха в день его рождения (20 апреля), но спешка по сборке деталей от более легких транспортных средств создала множество механических проблем. Например, проскальзывание фрикционов, перегрев радиаторов и неправильная регулировка тормозов. Несмотря на эти проблемы, VK45.01(H) был выбран вместо конкурента VK45.
Экипаж Tiger I составляли пять человек: командир (сзади слева), наводчик (спереди слева) и заряжающий (справа) в башне, а также водитель и радист спереди слева и справа от корпуса соответственно.
Первоначально предполагалось, что экипажи Тигра будут набираться вручную из лучших студентов танковых учебных заведений (Panzerschulen) и совершать поездки на заводы Henschel для ознакомления с производством и профилактическим обслуживанием, но по мере развития войны экипажи становились моложе, менее опытные и менее подготовленные.
Основным центром подготовки экипажей «Тигра» были казармы 11-го танкового полка в Падерборне и Сенне с танковой артиллерийской школой на побережье в Путлосе.
Больше интересных статей и новостей в приложении Оружейник онлайн, присоединяйтесь к приложению https://orujeinik.ru/, впереди много интересного.