Кода появился этот трамвай, и в чём была его особенность? Куда ходили эти маршруты, и почему проложили их так мало? Сколько стоил проезд в таком транспорте? Сколько времени занимала дорога? А также - кто помешал широкому распространению таких трамваев? И почему они в итоге исчезли с московских улиц? Об этом и не только расскажу сегодня.
Трамвай без рельсов
Возможно, многие знают, что в 1872 году в Москве открылась первая линия конки для нужд Политехнической выставки. Однако далеко не всем известно, что параллельно тогда же начал работать ещё один новый для города вид транспорта - паровой трамвай. Маршрут был от Белорусского вокзала до Тимирязевской сельхозакадемии через Петровский парк. Его также проложили для вышеупомянутой выставки. Внешний вид трамвая походил на небольшой паровоз с несколькими вагонами.
Помимо классического парового трамвая ездил и другой его вид - без железнодорожных путей. Для этого использовали так называемый "безрельсовый паровоз". Маршрут пролегал от Белорусского вокзала до Троицких ворот Кремля через 2-ю Тверскую-Ямскую, Спиридоновку и Никитский бульвар. Правда работал он только в июне. В сентябре, когда выставка закончилась, демонтировали рельсы и на участке от Петровского парка до сельхозакадемии.
На протяжении 13 лет об этом эксперименте не вспоминали. Только в 1885 году Второе общество конно-железных дорог решило проложить два новых маршрута парового трамвая. В Европе этот вид рельсового транспорта уже активно использовали. Он пришёл как раз на смену конке ещё в 1870-х. Одна линия предполагалась от Крестьянской заставы в Останкино. Другая от Страстной площади до Тимирязевской сельскохозяйственной академии через Бутырскую заставу. Именно последняя и стала в итоге конечной станцией. До Страстного монастыря линия так и не дошла.
На всех парах
Рельсы (только один путь) проложили по левой стороне Бутырской улицы и будущего Дмитровского шоссе. Чтобы запустить такие трамваи, из Германии заказали паровозы "Краусс". Машина не должна была создавать лишнего шума во время работы. Это могло напугать лошадей, которые в те времена были одними из основных участников движения, и привести к происшествиям на дорогах. Поэтому механизм закрыли футлярами. Ещё это позволило придать паровозу облик обычного вагона.
Сзади к нему присоединили пять пассажирских секций. Их сделали на заводе в Бельгии. Внутри были места для сидения. Вагоны делились на два класса, в зависимости от степени комфорта для пассажиров. На некоторых остановках оборудовали посадочные платформы. А около сельскохозяйственной академии возвели небольшое станционное здание. В общей сложности путь от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского длиной в 5,5 километров занимал 25-30 минут.
Торжественное открытие парового трамвая состоялось в июле 1886 года и прошло невероятно пышно. С украшениями, оркестром и званым обедом. Изначально предполагалось, что ходить эти трамваи будут каждый час. Но в итоге ограничились интервалом в 2 часа. Стоимость поездки составляла 15 копеек для взрослых и 10 для студентов. Первые пару дней паровые трамваи перевозили пассажиров бесплатно. Однако и рейсов было не так много - всего три в день. Главным достоинством этой линии являлось то, что она работала круглый год.
Развития не получилось
Эксперимент оказался удачным, поэтому в 1887 году решили строить новую линию. Она бы прошла от Петровского парка в Тушино. Однако этот проект воплощать в жизнь не стали. Вместо него проложили участок от Калужской заставы до Воробьёвых гор. Его длина составила 3,5 км, поэтому стоимость проезда установили в 10 копеек для всех. Однако работала эта линия только в тёплое время года. Как правило, со второй половины апреля по сентябрь.
В целом, паровой трамвай сразу же хорошо себя зарекомендовал. Поэтому во Втором обществе конно-железных дорог решили закупить новый подвижной состав. Из Берлина в Москву приехал "Борзиг". Более современная модель паровоза, которая не очень-то на него и походила. Внешний облик напоминал обычный вагон. От этой модели было меньше дыма и шума. Но испытания закончились неудачно. Оказалось, что московское железнодорожное полотно слишком лёгкое, а новый паровоз тяжёлый. На крутых поворотах трамвай часто сходил с рельсов.
Удачный опыт позволил строить планы по прокладке новых линий. Но все они так не были реализованы по разным причинам. Где-то посчитали невыгодным, а где-то отказал в разрешении собственник земли. Такая #история произошла с линией в Останкино. Граф С.Д. Шереметев, которому тогда принадлежали владения, просто запретил стройку на своём участке.
Лошадям это невыгодно
Как я уже упоминал, в мире паровой #трамвай приходил на смену конке, начиная с 1870-х годов. В Российской Империи дела обстояли по-другому. Здесь в это время вагоны, запряжённые лошадьми, только стали развиваться. Владельцы (общества) конных железных дорог очень не хотели упускать выгоду и фактически мешали распространению парового трамвая в Москве. Поэтому его существование здесь ограничилось только двумя маршрутами.
В августе 1903 года на линию от Калужской заставы до Воробьёвых гор вышла конка. Паровичок приносил недостаточно прибыли. В 1912-м на этом участке запустили электрический трамвай. Линия от Петровско-Разумовского к Бутырской заставе, напротив, процветала. После того, как в 1899 году до неё стал ходить электрический трамвай, популярность направления возросла. До центра можно было добраться намного быстрее, чем на конке.
Количество вагонов увеличилось до 6, а интервал движения стал 20-минутным. В 1912 году здесь решили запустить электрический трамвай. Движение оставалось при этом одноколейным. Во время расчётов оказалось, что эксплуатация паровой тяги выгоднее. Поэтому электрифицировали только участок до 1-й Хуторской улицы. Далее по-прежнему ходил паровичок. Лишь спустя 10 лет трамваи запустили до Петровско-Разумовского. Таким образом он пережил не давшую ему развиваться конку. Она исчезла с московских улиц в 1912 году. Теперь о когда-то существовавшем паровом трамвае напоминает трасса следования современных маршрутов №27 и №29.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!