Найти в Дзене
О Москве нескучно

История необычного московского транспорта, который навсегда исчез

Оглавление

Кода появился этот трамвай, и в чём была его особенность? Куда ходили эти маршруты, и почему проложили их так мало? Сколько стоил проезд в таком транспорте? Сколько времени занимала дорога? А также - кто помешал широкому распространению таких трамваев? И почему они в итоге исчезли с московских улиц? Об этом и не только расскажу сегодня.

Трамвай без рельсов

Возможно, многие знают, что в 1872 году в Москве открылась первая линия конки для нужд Политехнической выставки. Однако далеко не всем известно, что параллельно тогда же начал работать ещё один новый для города вид транспорта - паровой трамвай. Маршрут был от Белорусского вокзала до Тимирязевской сельхозакадемии через Петровский парк. Его также проложили для вышеупомянутой выставки. Внешний вид трамвая походил на небольшой паровоз с несколькими вагонами.

Схема конно-железных дорог Второго общества, по инициативе которого появился паровой трамвай, 1886 года. Отсюда: http://tram.ruz.net
Схема конно-железных дорог Второго общества, по инициативе которого появился паровой трамвай, 1886 года. Отсюда: http://tram.ruz.net

Помимо классического парового трамвая ездил и другой его вид - без железнодорожных путей. Для этого использовали так называемый "безрельсовый паровоз". Маршрут пролегал от Белорусского вокзала до Троицких ворот Кремля через 2-ю Тверскую-Ямскую, Спиридоновку и Никитский бульвар. Правда работал он только в июне. В сентябре, когда выставка закончилась, демонтировали рельсы и на участке от Петровского парка до сельхозакадемии.

Схема конно-железных дорог Москвы в 1891-1901 годах. Маршруты №24 и №25 на карте - это паровые трамваи (в народе их называли паровичками). Картинка отсюда: http://tram.ruz.net
Схема конно-железных дорог Москвы в 1891-1901 годах. Маршруты №24 и №25 на карте - это паровые трамваи (в народе их называли паровичками). Картинка отсюда: http://tram.ruz.net

На протяжении 13 лет об этом эксперименте не вспоминали. Только в 1885 году Второе общество конно-железных дорог решило проложить два новых маршрута парового трамвая. В Европе этот вид рельсового транспорта уже активно использовали. Он пришёл как раз на смену конке ещё в 1870-х. Одна линия предполагалась от Крестьянской заставы в Останкино. Другая от Страстной площади до Тимирязевской сельскохозяйственной академии через Бутырскую заставу. Именно последняя и стала в итоге конечной станцией. До Страстного монастыря линия так и не дошла.

На всех парах

Рельсы (только один путь) проложили по левой стороне Бутырской улицы и будущего Дмитровского шоссе. Чтобы запустить такие трамваи, из Германии заказали паровозы "Краусс". Машина не должна была создавать лишнего шума во время работы. Это могло напугать лошадей, которые в те времена были одними из основных участников движения, и привести к происшествиям на дорогах. Поэтому механизм закрыли футлярами. Ещё это позволило придать паровозу облик обычного вагона.

Паровой трамвай на современной улице Дубки, 1898. С сайта www.pastvu.com.
Паровой трамвай на современной улице Дубки, 1898. С сайта www.pastvu.com.

Сзади к нему присоединили пять пассажирских секций. Их сделали на заводе в Бельгии. Внутри были места для сидения. Вагоны делились на два класса, в зависимости от степени комфорта для пассажиров. На некоторых остановках оборудовали посадочные платформы. А около сельскохозяйственной академии возвели небольшое станционное здание. В общей сложности путь от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского длиной в 5,5 километров занимал 25-30 минут.

Станционное здание и паровой трамвай около Тимирязевской сельскохозяйственной академии, 1893. С сайта www.pastvu.com.
Станционное здание и паровой трамвай около Тимирязевской сельскохозяйственной академии, 1893. С сайта www.pastvu.com.

Торжественное открытие парового трамвая состоялось в июле 1886 года и прошло невероятно пышно. С украшениями, оркестром и званым обедом. Изначально предполагалось, что ходить эти трамваи будут каждый час. Но в итоге ограничились интервалом в 2 часа. Стоимость поездки составляла 15 копеек для взрослых и 10 для студентов. Первые пару дней паровые трамваи перевозили пассажиров бесплатно. Однако и рейсов было не так много - всего три в день. Главным достоинством этой линии являлось то, что она работала круглый год.

Развития не получилось

Эксперимент оказался удачным, поэтому в 1887 году решили строить новую линию. Она бы прошла от Петровского парка в Тушино. Однако этот проект воплощать в жизнь не стали. Вместо него проложили участок от Калужской заставы до Воробьёвых гор. Его длина составила 3,5 км, поэтому стоимость проезда установили в 10 копеек для всех. Однако работала эта линия только в тёплое время года. Как правило, со второй половины апреля по сентябрь.

Конечная остановка парового трамвая на Воробьёвых горах, 1899. Кстати, мужчина с сумкой - это кондуктор. Фото Н.М. Щапова, с сайта www.pastvu.com.
Конечная остановка парового трамвая на Воробьёвых горах, 1899. Кстати, мужчина с сумкой - это кондуктор. Фото Н.М. Щапова, с сайта www.pastvu.com.

В целом, паровой трамвай сразу же хорошо себя зарекомендовал. Поэтому во Втором обществе конно-железных дорог решили закупить новый подвижной состав. Из Берлина в Москву приехал "Борзиг". Более современная модель паровоза, которая не очень-то на него и походила. Внешний облик напоминал обычный вагон. От этой модели было меньше дыма и шума. Но испытания закончились неудачно. Оказалось, что московское железнодорожное полотно слишком лёгкое, а новый паровоз тяжёлый. На крутых поворотах трамвай часто сходил с рельсов.

Паровой трамвай в окрестностях Воробьёвых гор. Сейчас это улица Косыгина. Фото 1894 года, автор М. Шерер, с сайта www.pastvu.com.
Паровой трамвай в окрестностях Воробьёвых гор. Сейчас это улица Косыгина. Фото 1894 года, автор М. Шерер, с сайта www.pastvu.com.

Удачный опыт позволил строить планы по прокладке новых линий. Но все они так не были реализованы по разным причинам. Где-то посчитали невыгодным, а где-то отказал в разрешении собственник земли. Такая #история произошла с линией в Останкино. Граф С.Д. Шереметев, которому тогда принадлежали владения, просто запретил стройку на своём участке.

Лошадям это невыгодно

Как я уже упоминал, в мире паровой #трамвай приходил на смену конке, начиная с 1870-х годов. В Российской Империи дела обстояли по-другому. Здесь в это время вагоны, запряжённые лошадьми, только стали развиваться. Владельцы (общества) конных железных дорог очень не хотели упускать выгоду и фактически мешали распространению парового трамвая в Москве. Поэтому его существование здесь ограничилось только двумя маршрутами.

Остановка парового трамвая около Бутырской заставы, 1909. С сайта www.pastvu.com.
Остановка парового трамвая около Бутырской заставы, 1909. С сайта www.pastvu.com.

В августе 1903 года на линию от Калужской заставы до Воробьёвых гор вышла конка. Паровичок приносил недостаточно прибыли. В 1912-м на этом участке запустили электрический трамвай. Линия от Петровско-Разумовского к Бутырской заставе, напротив, процветала. После того, как в 1899 году до неё стал ходить электрический трамвай, популярность направления возросла. До центра можно было добраться намного быстрее, чем на конке.

Паровой трамвай около моста ныне Рижской железной дороги на Дмитровском шоссе, 1900-1902. Сейчас здесь находится метро "Дмитровская". С сайта www.pastvu.com.
Паровой трамвай около моста ныне Рижской железной дороги на Дмитровском шоссе, 1900-1902. Сейчас здесь находится метро "Дмитровская". С сайта www.pastvu.com.

Количество вагонов увеличилось до 6, а интервал движения стал 20-минутным. В 1912 году здесь решили запустить электрический трамвай. Движение оставалось при этом одноколейным. Во время расчётов оказалось, что эксплуатация паровой тяги выгоднее. Поэтому электрифицировали только участок до 1-й Хуторской улицы. Далее по-прежнему ходил паровичок. Лишь спустя 10 лет трамваи запустили до Петровско-Разумовского. Таким образом он пережил не давшую ему развиваться конку. Она исчезла с московских улиц в 1912 году. Теперь о когда-то существовавшем паровом трамвае напоминает трасса следования современных маршрутов №27 и №29.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!