Выступал тут недавно с лекцией в одной средней по размеру аудитории. По окончании, как всегда, ответы на вопросы.
И вот встаёт молодой парень, лет двадцати. Лекция затрагивала, в числе другого, и проблемы личных границ. И этот парень, вполне себе приятной наружности, хотя и явно ушибленный уже маминой гиперопекой и чрезмерным увлечением женскими форумами, спрашивает примерно так: я, говорит, хочу признаться своей девушке в чувствах. Но, говорит, боюсь: не будет ли это нарушением её личных границ? Не вторгнусь ли я в её личное пространство?.. Не причиню ли ей дискомфорт?
Ну, что тут ответить?..
Конечно, говорю, будет нарушением. Конечно вторгнетесь.
Ну вот вы представьте: жила-жила девушка в своём жизненном пространстве, замкнувшись в своих личных границах, а тут такой вы — бац! — и вторгаетесь в её личное пространство со словами «Дорогая, я люблю тебя, и хочу, чтобы мы были вместе...» Сломав тем самым её личные границы.
То есть она там, в своём пространстве, до сих пор была одна, а тут вы её настойчиво склоняете разделить это её пространство с вами. Впустить вас, так сказать, на свою территорию. В свою жизнь. С своё сердце.
И даже, чего уж там греха таить, в своё тело. Ну не сразу, конечно, а в перспективе: как полагается, после свадьбы.
Ничего себе, заявочка, правда? Ясно, что некий дискомфорт таким своим заявлением думающему, самостоятельному и психологически зрелому человеку вы причините.
Закомплексованному и неуверенному в себе невротику, который только и ждёт, что кто-нибудь нарушит его границы и примет на себя всю дальнейшую ответственность за его (её) жизнь, нет, не причините. А вот психологически здоровому, повторяю, да: ибо ему (ей) теперь придётся с этим фактом вашего признания жить, ему (ей) придётся с вами и с вашими чувствами иметь дело, придётся заглядывать внутрь себя и честно отвечать себе на вопрос о своих собственных чувствах по отношению к вам… И потом отвечать на этот вопрос ещё и вам.
Но если чувства взаимны, то эта девушка только благодарна вам будет за проявленную инициативу, за вторжение в её личное пространство и за нарушение её границ.
Помните, как там у группы «Мираж»: «Тебя устала я ждать: сломай замки и двери, сорви букет колючих роз за каменной стеной...»
Ну, ответил я, посмеялись мы дружно всей аудиторией, и парень заулыбался: понял, что к чему... На том и кончилось.
Я, конечно, понимаю, что он, этот парень, не одинок в своих метаниях и сомнениях. Тотальная промывка мозгов последних 10-12 лет агрессивным феминизмом имеет одним из своих печальных итогов почти полную утрату у некоторой части мужского населения способности к проявлению какой бы то ни было инициативы, не говоря уж о настойчивости, в общении с барышнями.
Он только потеют и думают, как бы им не нарушить границы.
Поэтому я не удивился, когда буквально через несколько дней та же ситуация воспроизвелась и в процессе одного форумного общения. Новый соискатель остановился даже на более ранних рубежах: он уже даже не о признании в чувствах спрашивал, а сомневался, не будет ли нарушением личных границ девушки с его стороны — внимание! - поздравить её с днём рождения...
Как говорится, приехали.
Ответил я примерно в том же стиле, что и предыдущей жертве идеологического дискурса: мол, можно и так на сие посмотреть. Будет. И признание в чувствах — будет. И даже — о ужас! — когда придёт тот самый момент для мужского вторжения в святая святых женщины, это тоже, в известном смысле, можно посчитать нарушением личных границ, да ещё в особо циничной, так сказать, физической форме.
Как говорил государь император Александр III своей супруге на упрёк «Почему вы меня вечно не слушаете в вопросах воспитания детей?!», «Дорогая, если бы я вас всегда слушал, у нас вообще не было бы детей...»
Ну мы же взрослые люди все, правда? Чего кривляться-то…
Однако на форуме, в отличие от живой аудитории, всегда есть люди, которые не просто подумают глупость (это с каждым бывает), но и сочтут возможным тут же высказать её вслух. Написать, то бишь. Вот и тут, в процессе этого вполне невинного диалога, некоей подоспевшей на шум барышней я был тут же обвинён в пропаганде «харасмента», насилия, а также мне было заявлено, что никакое вторжение в личное пространство женщины, не говоря уж о вторжении в её тело, целью для нормального мужчины быть не может.
Ага.
Тут, конечно, вспоминаются персонажи И.С.Тургенева или Л.Н.Толстого, прочих русских классиков, которые, обращаясь к своим избранницам, как мы все помним, просили их руки.
Очевидно, в понимании воспитанных феминистским дискурсом последнего десятилетия воительниц, ни на что другое они при этом и не претендовали. Ну, за руку хотели подержать. Бывает.
И Пушкин, который сравнивал Наталью Николаевну Гончарову с Карсом (эта такая турецкая крепость в Закавказье, с огромным трудом занятая русскими войсками), вероятно, с таким усердием добивался её руки, имея в виду именно это. Руки ему не хватало женской. Своих двух мало было.
Да нет, дорогие мои.
И персонажи русской классики, и сами литературные классики, признаваясь женщине в своих чувствах, претендовали не только на её руку. Они претендовали сразу на всё: на её жизнь, на её личное пространство, на своё присутствие в этом пространстве, на нарушение её границ, вообще на стирание границ между ею и собой…
И на её грудь, ноги и всё прочее — тоже претендовали. О как.
И барышни это прекрасно понимали, поэтому и отнимали свою руку из ладони мужчины, краснея и потупясь, прекрасно понимая, к чему всё идёт: оставишь руку — оставишь и надежду на всё прочее.
Вероятно, и тем, и другим просто было невдомёк, что спустя всего каких-то полтора века все эти претензии на нарушение границ и пространств будут уже восприниматься как харасмент, насилие и правило дурного тона, неприемлемые в приличном обществе. В котором, вероятно, акт любви между мужчиной и женщиной, акт зачатия ребёнка, представляется носительницам современного дискурса как некая сделка-разрешение, предварительно оформленная письменным документом в присутствии нотариуса и двух свидетелей.
Я вот не знаю, как это в своей голове разместить. Думаю, и они не знали бы.
Может, вы знаете?..
Настойчивость, решительность, терпение, сила, последовательность, ответственность — все эти мужские качества, которые тысячелетиями лежали в основе мужского поведения и отношения мужчины к женщине, — с какого момента они стали рассматриваться как посягательство на границы, нарушение личного пространства, харасмент и насилие? И ведь мы действительно уже вырастили целое поколение — хотел сказать, мужчин, но скажу пока «мальчиков», — которые ответственность за свои действия по отношению к женщине способны только возложить на саму женщину.
Типа, я, конечно, мог бы, как в песне, сломать замки и двери. Теоретически. Или не мог бы?.. Короче, лучше ты мне сама отопри изнутри, а ещё лучше, вообще не запирай. И сорвать букет колючих роз за каменной стеной — это тоже уже как-то чересчур. Руки ещё исколю. Или через стену не перелезу. Или перелезу или сорву, а меня же потом за это обвинят… Я лучше тут постою, у стенки. Тут не дует…
Кто их вырастил, этих «новых героев», о которых так душевно спел дуэт Суханкина-Разина? Может, именно те мамы, которые собственных мужей, их отцов, держали за каменным забором, вне собственного личного пространства и своих неприкосновенных границ? А эти отцы когда появились? И откуда?..
Как писал поэт Бродский: «Господа, разбейте хоть пару стёкол! Как только терпят бабы?!..»
Терпят, Иосиф? Это полвека назад они да, такое бессильное мужское поведение терпели. А сейчас они и сами заявляют: дескать, не сметь бить стёкол без моего разрешения!
Я сама разобью, если надо будет...
В общем, вопросы интересные. Мы имеем дело со сломом глобального тренда эволюционной психологии, с психологической кастрацией целых поколений, с вырождением традиционной, естественной и нормальной модели отношений, которая только единственно и способствует продолжению рода человеческого и поддержанию отношений между людьми двух полов в мире и согласии. Ни на что другое, кроме как подержаться за руку, наши новые герои уже, похоже, в отношениях со своими избранницами не претендуют. Вот и пользуются всё чаще не отношениями а только рукой. Причём своей собственной…
Или я преувеличиваю? Всё не так страшно?
И насколько это всё устроит в недалёкой перспективе самих избранниц?
Вопросы, вопросы...