В своей практике как руководителя и преподавателя я не перестаю замечать, что такой, казалось бы, всем известный в менеджменте факт, как постановка цели и важность стратегии важным остается только на словах, поэтому еще несколько слов на эту тему лично от себя.
Первое, о чем нам говорит научный менеджмент: Стратегия – это планы на 3-5 лет, тактика – это планы на 6-18 месяцев. И вот тут сразу сделаю поправку. Стратегия может иметь гораздо более далеко идущие во времени планы. Есть масса примеров, но мне особенно запомнился один.
В Великобритании несколько сотен лет назад (точную дату не помню) для королевского дома были выпущены деревянные изделия для строительства дома. Дерево было редкое, но и заказчик был единственный. Прошло несколько сотен лет и вдруг понадобилось это дерево на починку изделий. И вот, представьте себе, в бумагах был найден адрес этой компании и она продолжала на тот момент существовать. И более того, оказалось, что в момент изготовления сотрудниками было сразу же посажено это редкое дерево, которое несколько сотен лет спустя пригодилось для ремонтных работ. Как Вам такое стратегическое планирование – на несколько сотен лет вперед?..
Много ли предпринимателей в наше переменчивое время мыслят такими категориями. Предположу, что немного, но и необходимости такой нет.
Однако, иметь четко сформулированные цели хотя бы на 3-5 лет вперед совершенно необходимо не просто для каждой организации.
Кроме того, очень важны критерии достижения этих целей. Если Вы четко не представите себе ответы на вопросы : Кто, Что, Когда, В каких единицах измерения, За какие деньги, Какой размер прибыли, Какая доля рынка, Какой продукт и т.д., то гарантированно через несколько лет Вы обнаружите, что получили совсем не тот результат, на который рассчитывали.
Ваши цели должны быть трансформированы в задачи и приоритеты. Их не должно быть много. Если Вы попытаетесь успеть все, то не получите ничего. К примеру, очень сложно обеспечить высокой качество при низких затратах. Придется что-то выбрать, но это и хорошо. Так Вы сможете сосредоточиться на Главном. Попытки успеть все приводят всегда к отсутствию результата.
Подчините всю Вашу тактику и оперативку этим главным задачам. Каждый день будут возникать соблазны сделать что-то еще. В этом случае я рекомендую задать себе вопрос – как выполнение этой дополнительной и конечно же очень интересной задачи приведет Вас к достижению стратегической цели. Гарантирую Вам, что в 90% случаях Вы сами себе ответите, что никак.
Постоянно сверяйтесь, идете ли Вы к намеченной цели. В процессе могут меняться инструменты и промежуточные цели. Это нормально. Главное, чтобы Вы к финальному результату все равно продолжали двигаться каждый день, пусть и понемногу.
Вот так, несколько простых слов об очень важных вещах.
Ваша Евгения
Расти-бизнес.рф